Неделя о расслабленном

     В сей день, в четвертую Неделю от Пасхи, совершаем воспоминание о расслабленном и празднуем это чудо соответственно его величию, по­тому что Христос совершил его во время еврей­ской Пятидесятницы. Ибо, пришедши в Иерусалим на праздник, Он вошел в купальню, построенную Соломоном, при которой было пять крытых ходов и которая называлась Овечьей, потому что там мыли внутренности овец, закалаемых на жертву во святи­лище, а может быть, и потому что первый, кто входил в нее, когда однажды в год Ангелом возмущена в ней была вода, выздоравливал. Там Он находит чело­века, который за неимением, кто бы опустил его в во­ду, лежал тридцать восемь лет. Из этого мы познаем, в какой мере благое дело терпение и выносливость! А также и то, что, поелику предстояло установление крещения, очищающего всякий грех, Бог премудро устроил в Ветхом Завете совершать чудеса чрез во­ду, дабы когда откроется крещение, оно беспрепят­ственнее было принято. К сему-то расслабленному, по имени Иар, подходит Иисус и вопрошает, а он жа­луется на неимение человека, который бы ему помог. И Христос, заметив, до какой степени он изможден немощью, говорит: «Возьми постель твою и ходи»; он тотчас выздоравливает и, подняв одр на плечи, дабы событие не оказалось мнимо-мечтательным, идет с ним в дом. А как это было в субботу, то иудеи вос­прещали ему идти. Но он ссылался на Исцелившего, Который сказал ему идти, не зная между тем, Кто Он таков, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

     Потом Иисус встретил его в храме и говорит ему: «Вот, ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Некоторые неправильно говорят, что Христос потому именно это сказал, будто расслаб­ленный имел впоследствии дать пощечину Иисусу, когда Он стоял перед первосвященником Каиафой, и что за это он наследует казнь в вечном огне, злейшей расслабления, и не тридцать восемь лет, но всегда бу­дет мучиться, а скорее, Господь указал на то, что не­мощь расслабления приключилась ему от грехов. Не всякая, однако, немощь происходит от грехов, но и от естественного недуга, от пресыщения и от нераде­ния (о здоровье) и от многих других причин. Расслаб­ленный, определенно узнав, что исцеливший его есть Иисус, дает об этом знать иудеям, они же, подстре­каемые мстительностью, искали убить Христа за то, что Он нарушил субботу. Он же им многое говорил, научая, что вполне законно оказывать благодеяние и в субботу и что Он именно и есть повелевший соблю­дать субботу, как равный Отцу, и как Отец доныне делает, так и Он.

     Нужно принять к сведению, что этот расслаблен­ный есть иной, различный от расслабленного [о ко­тором говорится] у Матфея. Ибо последнее событие произошло в доме, где расслабленному прислуживали люди и он услышал: «Прощаются тебе грехи твои», а это совершилось в притворе, и этот не имел человека, как говорит Святое Евангелие, и что он взял постель, как и тот. Празднуется же ныне потому, что это слу­чилось в Пятидесятницу, как и событие с самарянкой и слепым. Празднуем Фоме и мироносицам в удосто­верение воскресения Христова из мертвых, а прочие события до вознесения, потому что Он совершил их, хоть и в разное время, но только в течение еврейской Пятидесятницы, и то об этом упомянул почти только один Иоанн.

     По безграничной милости Твоей, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

     Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога — Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, большому, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств. Слышно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится св. Таин; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал.

     По материалам сайтов Православие.ру и stsl.ru (Свято-Троицкая Сергиева Лавра)