неделя о самаряныне

Никифор Каллист Ксанфопул

     В этот день, в 5-ю Неделю, считая от Пасхи, совершаем праздник самарянки. Так как в этот день Христос совершенно открыто объявил Себя Мессией, что значит Христос, или помазанный («месса» по-еврейски значит «масло»), поэтому, кажется, в неделю Преполовения Пятидесят­ницы и установлен настоящий праздник. Ибо в пред­шествующую неделю Он совершает чудо в купальне, а в эту — над колодцем Иакова, который сам Иаков вырыл и подарил сыну своему Иосифу. Местность эта была прекрасная, и тут-то, близ горы Сомор, самари­тяне населяли многие города. Приходит Христос в Сихарь, где во времена древние обитал Иаков с Ди­ной, дочерью своею, и детьми. Сихем, сын Эммора, из [племени] хорреев, полюбил Дину и, учинив над нею насилие, жил с нею. В этом-то месте братья Ди­ны, возревновав за честь сестры, внезапно вторглись в город и полностью всех перебили: и самого Сихема, и отца его Эммора. Тут проживал Иаков и выкопал этот колодезь.

     Впрочем, не самаряне обитали прежде в этой горе, а израильтяне, которые, оскорбив Бога в царствование Факея, после первого и второго поражения от при­шедших ассирян сделались данниками их. Но спустя немного, в царствование Осии, когда они вступили в союз с эфиоплянами, царь ассирийский, узнав об этом, переселил их в Вавилон и распорядился, чтобы на том месте жили разные народы из язычников, но Бог на иноплеменников посылает львов. Царь асси­рийский, получив об этом сведение, посылает к ним священника из иудеев (ибо там были еще пленные иудеи), чтобы они приняли законы Божии. И они от­реклись от идолов, приняли только книги Моисея, но отринули пророков и прочее Писание. Вот они-то и назывались самарянами, по имени горы Сомор, и бы­ли ненавистны евреям, возвратившимся после из пле­на за то, что они были иудеи только наполовину; и евреи, считая их за нечистых, не ели с ними. Посему и Христа часто называли самарянином за то, что Он нечто отменял из законного, подобно им.

     Вот и приходит Он около шестого часа дня в Си­харь, и, утомившись путешествием, присел, между тем как ученики Его отошли за покупкой пищи. Не­которая женщина приходит из города почерпнуть во­ды. Иисус просит у ней воды. Но она, признав Его и по наречию и по одежде, заявляет, что между ними не может быть никаких отношений. А Он заводит с нею речь о духовной воде, которая, по Его объяснению, самая обильная и чистая. Он постоянно уподобляет Дух воде и огню. Женщина твердо стоит на своем и присовокупляет, что Он не имеет такой воды, ибо не принес с Собою сосуда для почерпания, а колодезь глубок. Затем она склоняет речь на праотца Иакова, что он вырыл колодезь и пил из него сам и скот его, показывая этим обилие, приятность и свежесть ис­точника. Христос хотя и не выставляет Себя больше Иакова, дабы не смутить женщины, но снова заводит речь о воде и представляет превосходство Своей, в том именно отношении, что пьющий эту воду никог­да не будет жаждать.

     Женщина просит этой воды, а Он говорит ей, что­бы она пригласила мужа, так как беседа требовала более крепкой сообразительности. Но она говорит, что не имеет мужа. Всеведущий говорит: «Хорошо ты сказала, ибо пятерых ты имела, как повелевает закон, а шестой, которого ты имеешь в беззаконном сожи­тии, не муж твой». Некоторые под пятью мужами разумели Пятокнижие Моисея, которое принимали самаряне, а под шестым самую беседу Христа, кото­рая не была еще усвоена ею, ибо благодать еще не изливалась. Другие — пять законов, данных от Бога: первый — в раю, другой — после изгнания, третий — при Ное, четвертый — при Аврааме и пятый — при Моисее, а шестой — Евангелие, которого она еще не имела; а некоторые разумеют пять чувств.

      Отвечая Ему, женщина называет Его пророком. По­том вопрошает Его о горе, где должно поклоняться, в Самарии или в Иерусалиме, ибо самаряне, как несо­вершенные, не разумели о вездеприсутствии Божием, но что Бог живет только там, где они и покланялись Ему, то есть на горе Гаризин, потому что там даны были благословения от Бога или потому что там Ав­раам первый устроил жертвенник Богу. А как иудеи говорили еще, что только в Иерусалиме должно по­кланяться Богу, посему они со всех стран собирались туда на праздники. Христос хотя и говорил в ответ, что среди иудеев будет возглашено спасение ми­ру, кроме того заявляет, что Бог не веществен, и те, которые сподобятся покланяться Ему, скоро будут покланяться не жертвами, но духом и истиною. Или что будут знать не одного Бога, которому приносят жертвы, но Единого Бога с Сыном и Святым Духом, и Он есть Истина. Женщина снова говорит: «Из Пи­сания мы знаем, что идет Мессия, то есть Христос». Иисус, уразумев доброе намерение мыслей женщины, говорит: «Это Я». Самаряне знали о Мессии из книг Моисеевых, но преимущественно из следующего мес­та: «Пророка вам воздвигнет Господь Бог…» и многих других.

     В конце беседы приходят ученики и удивляют­ся крайнему снисхождению, что Он разговаривает с женщиной. Между тем они просили Его есть, частью потому, что Он устал, а также потому, что было уже время полуденное, но Он говорит им о вечной пище, то есть о спасении людей, и что им надлежит пожать труды пророков.

     Но когда женщина пошла в город и рассказала о случившемся с нею, все поднимаются и идут ко Хрис­ту в той уверенности, что не стала бы женщина го­ворить сама против себя, если бы не узнала что-либо важного. Покорным прошением они склоняют Его пробыть у них два дня; оставшись там, Он сотворил там много чудес, что по множеству их они не записа­ны у евангелистов.

     Самарянка эта, наименованная Христом Фотини­ей, есть та самая, которая при Нероне получила му­ченический венец с двумя своими сыновьями и пятью сестрами после истязания бесчисленными мучениями: всякого поругания, строгания тела, урезывания сос­цов, ломания рук, забивания под ногти острых игл, напоения растопленным оловом.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

     Сограждане самарянки, после того как Спаситель пробыл у них два дня, говорили ей: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». И у всех так бывает. Сначала внешним словом призываются ко Господу или, как у нас теперь, путем рождения, а потом, когда вкусят делом, что есть жизнь в Господе, уже не по внешнему принадлежанию к обществу христианскому держатся Господа, а по внутреннему с ним сочетанию. Это и надобно всем рождающимся в обществах христианских поставить себе законом, то есть не ограничиваться одним внешним принадлежанием к Господу, но озаботиться внутренне сочетаться с Ним, чтобы потом постоянно уже носить свидетельство в себе того, что они стоят во истине. Что же для этого нужно? Надо воплотить в себе истину Христову. Истина же Христова — восстановление падшего. Итак, отложи ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облекись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, и будешь сам в себе ведать, что Господь Иисус Христос есть воистину Спас не миру только, но собственно и тебе.
 
     По материалам сайтов Православие.ру и stsl.ru (Свято-Троицкая Сергиева Лавра)