Свидетельство Иисуса Христа и апостолов о Воскресении

Имея власть над жизнью и смертью (Ин. 11. 25), Христос не только воскрешал умерших (дочь Иаира — Мф. 9. 18-19, 23-25; сына вдовы из города Наин — Лк. 7. 11-15; Лазаря из селения Вифания — Ин. 11. 1.), что предвозвещало Его собственное восстание из мертвых, но и предсказывал Свое Воскресение.
Он неоднократно говорил Своим ученикам, «что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк. 9. 31.).

При этом Иисус Христос ссылался на ветхозаветное «знамение Ионы», «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12. 39-40).

Он говорил также «о храме тела Своего» (Ин. 2. 21): «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2. 19; ср.: Мф. 26. 61). Эти слова не были поняты теми, к кому они были обращены (Ин. 2. 20).

И лишь ученики Христа, «когда… воскрес Он из мертвых, то вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (Ин. 2. 22). Однако и они приходят к вере в Воскресение Христово не сразу. Они не верят тому, что сообщают им о событиях пасхальной ночи жены-мироносицы (Мк. 16. 11; Лк 24. 11); ап. Фома не верит, что «другие ученики» «видели Господа» (Ин. 20. 25); «двое из них» названные Иисусом Христом «несмысленными и медлительными сердцем» из-за их неверия «всему, что предсказывали о нем пророки» (Лк. 24. 25), уверовали в Воскресшего лишь тогда, когда Он Сам, «начав от Моисея», объяснил «им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24. 26-27), а в конце встречи открылся им «в преломлении хлеба» (Лк. 24. 35).

Воскресший Христос являлся апостолам и ученикам Своим «в продолжение сорока дней» (Деян. 1. 3).

Он объяснял им Писание (Лк. 24. 27, 44-46), открывал тайны Царствия Божия (Деян. 1. 3), для уверения их в Его Воскресении «Он показал им руки и ноги и ребра Свои» (Ин. 20. 20, 27; Лк. 24. 39), вкушал вместе с ними пищу (Лк. 24. 41-43; Ин. 21. 9-15), подготавливал их для будущего благовестнического служения (Мф. 28. 19-20; Мк. 16. 15; Ин. 20. 21-23).

Сведения евангелистов о явлениях воскресшего Христа дополняет ап. Павел. Он указывает, что Христос «явился более нежели пятистам братий в одно время»; затем — «Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне», т. е. ап. Павлу (1 Кор. 15. 6-8), хотя явление Иисуса Христа апостолу имело место значительно позже предыдущих явлений (Деян. 9. 3-6).

Несмотря на то что ученики видят Воскресшего, прикасаются к Нему, едят вместе с Ним, тело Христа уже не было подвержено обычным условиям земной жизни.
В день Своего Воскресения, по свидетельству евангелиста Иоанна, «когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!»

Сквозь запертые двери Христос приходит к Своим ученикам и через 8 дней после Воскресения (Ин. 20. 26). Его не узнают даже близкие Ему люди, ибо глаза их «удержаны» (Лк. 24. 16; Ин. 20. 15).

Во время преломления хлеба в селении Еммаус, когда «открылись глаза» спутников Иисуса Христа «и они узнали Его», «Он стал невидим для них» (Лк. 24. 30-31). Воскресший Христос является «не миру» (Ин. 14. 22), а лишь ограниченному кругу тех, кого Он избрал, потому что для мира, лежащего во зле (1 Ин. 5. 19), Он — «камень, который отвергли строители… камень претыкания и камень соблазна» (1 Петр 2. 7).

Поэтому Его не видит даже стража, хотя в момент Воскресения она находится непосредственно у погребальной пещеры. Апостольская проповедь со времени основания Церкви была проповедью о воскресшем Христе, а сами апостолы называли себя «свидетелями» Воскресения (Деян. 2. 32; 3. 15). «Воскресение Его для них — основа христианской веры, ибо «если Христос не воскрес»,- говорит ап. Павел христианам Коринфа,- то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15. 14). «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа», не веря в Его Воскресение, ставшее залогом воскресения всех людей, «то мы несчастнее всех человеков.» (1 Кор. 15. 19).

При всем том, что они не были свидетелями самого момента восстания Иисуса Христа из гроба, апостолы свидетельствуют прежде всего о самом факте Воскресения (Деян. 2. 24; 4. 10 и др.) и о его соответствии Писанию.
Так, ап. Петр в день сошествия Святого Духа раскрыл собравшимся мессианский смысл 15-го псалма, указав при этом, что слова пророка Давида: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Деян. 2. 27) — относятся не к самому пророку, ибо «он и умер и погребен» (Деян. 2. 29), а к воскресшему Христу (Деян. 2. 30-31). Обращаясь к членам синедриона, ап. Петр объясняет, что под ветхозаветным образом «краеугольного камня» также следует разуметь Иисуса Христа, Которого они распяли и Которого Бог воскресил из мертвых (Деян. 4. 10-12).

В Воскресении Христовом ап. Павел усматривает исполнение обетования, «данного отцам» (Деян 13. 32), подчеркивая при этом, что Воскресший «уже не обратится в тление» (Деян 13. 34). Тема Воскресения присутствует в его проповеди постоянно: не только тогда, когда он обращается к иудеям с их мессианскими чаяниями, но и к язычникам, поклонявшимся «неведомому Богу» (Деян. 17. 23, 31-32).15-ю гл. его 1-го Послания к Коринфянам по праву можно назвать, как замечает прот. Георгий Флоровский, «евангелием Воскресения». В ней ап. Павел пишет не только о самом факте Воскресения Иисуса Христа, но и о значении этого события в христианском учении о спасении человека, соотнося его при этом с будущим всеобщим воскресением человеческого рода.

 

*В тексте указаны главы и стихи отрывков из Священного Писания Нового Завета в общепринятом сокращении

  • Мф. 11-15. (Евангелие от Матфея глава 28 стихи с 11 по 15)
  • Мк. 16. 6-7.(Евангелие от Марка глава 16 стихи с 6 по 7)
  • Лк. 5-7.(Евангелие от Луки глава 24 стихи с 5 по 7)
  • Ин. 11-17.(Евангелие от Иоанна глава 20 стихи с 11 по 17)
  • Деян. 17. 23, 31-32. (Книга Деяний святых апостолов 17 глава стих 23, и с 31 по 32)
  • 1 Кор. 15. 19 (первое послание апостола Павла к Коринфянам глава 15 стих 19.)