Cобытия Воскресения Христова (воскресной ночи)

События ночи, в которую воскрес Иисус Христос, описаны в 4 Евангелиях (Мф. 28. 1-10; Мк. 16. 1-11; Лк 24. 1-12; Ин. 20. 1-18). Краткое упоминание о некоторых из них имеется в 1-м Послании ап. Павла к Коринфянам (15. 4-5). Факты, о которых свидетельствуют Евангелия, таковы.

В субботу поздним вечером (Мф. 28. 1), когда начался 1-й день недели (на Востоке новые сутки начинались с вечера), галилейские женщины пришли ко гробу, в который положили Иисуса Христа, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать тело Его бальзамирующими веществами, чего они не успели сделать в пятницу, вечер которой уже считался началом субботы, т. е. «дня покоя». Одни жены упоминаемы ап. Матфеем (28. 1), другие — ап. Марком (16. 1), «а Мария Магдалина была спутницею всех, как самая усердная и ревностная» Его ученица. Они обнаружили, что камень отвален (Мк. 16. 4; Лк. 24. 2; Ин. 20. 1), а гроб пуст.

После вечера субботы Господь Иисус Христос уже воскрес. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян. 2. 24). Как свершилось Воскресение, не сообщает ни одно Евангелие — это Таина всемогущества Божия, которая не подлежит описанию.

По Евангелию от Матфея, в момент прихода женщин «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28. 2-3). Ангел Господень (или «юноша… облеченный в белую одежду» — Мк. 16. 5, или «два мужа в одеждах, блистающих» — Лк. 24. 4.) сообщает женам о свершении великой Таины. Ясно только, что Воскресение Иисуса Христа свершилось при закрытом гробе в третий день, как об этом говорил ученикам Сам Христос (Мф. 16. 21; 17. 23; 20. 19; Мк. 8. 31; 9. 31; 10. 34; Лк. 9. 22; 18. 33; Ин. 2. 19-22) и как благовествовал женам-мироносицам ангел: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит… в третий день воскреснуть» (Лк. 24. 5-7; Мф. 28. 5-6; Мк. 16. 6).

Мария Магдалина сообщает ап. Петру и «другому ученику, которого любил Иисус (ап. Иоанну): «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин. 20. 1-2).

Оба ученика, а также, по-видимому, и Мария Магдалина бегут к пещере и обнаруживают в ней лишь «одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20. 3-7).
Ап. Иоанн сразу же «уверовал», что Христос воскрес (Ин. 20. 8),- это 1-е откровение веры в Воскресшего. Затем ученики возвратились в Иерусалим, а Мария осталась у гроба и плакала.

В это время она увидела в пещере 2 ангелов, которые спросили ее: «Жена! что ты плачешь?» Мария Магдалина ответила: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, обращается к Нему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: «Учитель!»

Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему»» (Ин. 20. 11-17). Мария Магдалина оставляет место погребения, чтобы исполнить повеление Божественного Учителя (Ин. 20. 18).

С рассветом к пещере приходят и другие жены-мироносицы. Они также увидели камень отваленным от входа в пещеру, а в самой пещере — ангела и ужаснулись (Мк. 16. 1-5). Ангел сказал им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите…» (Мк. 16. 6-7).

Женщины «со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Мф. 28. 8). На пути их встретил воскресший Христос «и сказал: радуйтесь!» (Мф. 28. 9).

Явление ангела, вид которого «был, как молния», вызвало у стражи, охранявшей пещеру, сильный испуг, «стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые» (Мф. 28. 2-4).

Об этом они рассказали иудейским первосвященникам, а те, посовещавшись со старейшинами, дали воинам «довольно денег», чтобы они распространили ложную версию исчезновения тела из гробницы, согласно которой ученики Христа выкрали Его тело, чего не заметила спавшая в то время стража (Мф. 28. 11-15).

Описание самого события Воскресения, т. е. того, как Господь наш Иисус Христос ожил и оказался вне погребальной пещеры, в канонических новозаветных текстах отсутствует. Этого события никто из людей не видел. Даже Пресвятая Дева, Которой, согласно церковному Преданию, Воскресший явился первой, видит Христа уже после Его Воскресения. Поэтому событие Воскресения как таковое никогда не изображалось в византийской и древнерусской иконографии.

 

*В тексте указаны главы и стихи евангельских отрывков в общепринятом сокращении

  • Мф. 11-15. (Евангелие от Матфея глава 28 стихи с 11 по 15)
  • Мк. 16. 6-7.(Евангелие от Марка глава 16 стихи с 6 по 7)
  • Лк. 5-7.(Евангелие от Луки глава 24 стихи с 5 по 7)
  • Ин. 11-17.(Евангелие от Иоанна глава 20 стихи с 11 по 17)