От Светлого Христова Воскресения седмицы начинаются с воскресного дня и оканчиваются субботой. Слово седмица означает годовой отрезок, равный семи дням. Слово седмица имеет библейское происхождение, так как Бог сотворил Свои дела за шесть дней и в седьмой день почил от дел. Начинается седмица с Недели, что значит не делать в этот день согласно 5-й заповеди Бога.
Этот день посвящен памяти о воскресении Христа из мертвых, он так и остался в народном календаре – воскресенье. Далее следует первый день по Неделе – понедельник. Затем второй – вторник, после которого наступает середина – среда. Четвертый день – четверг. Пятый – пятница. И завершает седмицу суббота, название которой установлено еще в Ветхом Завете через пророка Моисея. Суббота была установлена Богом как день покоя от дел, но в Новом Завете этот день заменил день Воскресения. Во всех календарях воскресенье остается выходным днем.
С апостольских времен торжественное празднование христианской Пасхи подобно ветхозаветной продолжается целую седмицу. На Шестом Вселенском Соборе в 66-ом правиле было принято «От дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новой (Фомины), во всю седмицу верные должны в святых церквах непрестанно упражняться в псалмах и пения духовных, радуясь и торжествуя о Христе и внимая чтению Божественных Писаний наслаждаться святыми Таинами (Св. Причащением). Ради этого торжества не бывает конское ристалище или иное народное зрелище». В Светлую седмицу отменяется пост в среду и пятницу, поэтому она называется сплошная. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. Каждый день после Литургии совершается праздничный крестный ход. Во всю Светлую седмицу совершается пасхальный трезвон. До отдания праздника Пасхи (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе».
Согласно библейскому преданию в первый день после воскресения Иисус явился своим ученикам и в течение 40 дней рассказывал им о Царстве Небесном, после чего вознесся на небо. В Светлый понедельник согласно Евангелию Христос воскреснув явился неузнанным двум своим ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин:
«И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лк., 113-е зач., 24:12–35).
По материалам сайта stsl.ru (Свято-Троицкая Сергиева Лавра)