Всех святых

     Празд­ник из­ве­стен с кон­ца IV – на­ча­ла V ве­ков. Су­ще­ству­ет про­по­ведь свт. Иоан­на Зла­то­уста на па­мять «всех свя­тых, по все­му ми­ру по­стра­дав­ших», в ко­то­рой уже ука­зы­ва­ет­ся день празд­но­ва­ния ана­ло­гич­ный су­ще­ству­ю­ще­му в на­сто­я­щее вре­мя. Сре­ди пес­но­пе­ний прп. Еф­ре­ма Си­ри­на есть упо­ми­на­ние о празд­но­ва­нии в честь всех свя­тых.

     Сту­дий­ский, а за­тем и Иеру­са­лим­ский Ти­пи­ко­ны окон­ча­тель­но по­ме­ща­ют празд­ник в честь всех свя­тых на первую неде­лю (вос­кре­се­ние) по­сле Пя­ти­де­сят­ни­цы. Та­кая по­сле­до­ва­тель­ность празд­ни­ков об­на­ру­жи­ва­ет их ло­ги­че­скую связь: свя­тые про­си­я­ли хоть и в раз­ное вре­мя и раз­лич­ны­ми по­дви­га­ми, но по бла­го­да­ти еди­но­го Свя­то­го Ду­ха, из­лив­ше­го­ся на Цер­ковь в день Пя­ти­де­сят­ни­цы.

     В го­до­вом бо­го­слу­жеб­ном кру­ге пра­во­слав­ной церк­ви День всех свя­тых яв­ля­ет­ся по­гра­нич­ным:

  • За­кан­чи­ва­ет­ся пе­ри­од ис­поль­зо­ва­ния за бо­го­слу­же­ни­ем пес­но­пе­ний Цвет­ной Три­о­ди и на­чи­на­ет­ся пе­ри­од пе­ния Ок­то­и­ха.
  • На утрене Дня всех свя­тых на­чи­на­ет­ся чте­ние «стол­па» – по­сле­до­ва­тель­но­сти 11 вос­крес­ных Еван­ге­лий, рас­ска­зы­ва­ю­щих о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом.
  • В по­не­дель­ник по­сле празд­ни­ка всех свя­тых на­чи­на­ет­ся чте­ние на ли­тур­гии По­сла­ния к Рим­ля­нам и Еван­ге­лия от Мат­фея (в пас­халь­ный пе­ри­од чи­та­лись Де­я­ния свя­тых апо­сто­лов и Еван­ге­лие от Иоан­на)
  • В этот же по­не­дель­ник на­чи­на­ет­ся Апо­столь­ский пост, сме­ня­ю­щий сплош­ную (то есть без пост­ных сре­ды и пят­ни­цы) сед­ми­цу по Пя­ти­де­сят­ни­це.
 

НАШИ НЕБЕСНЫЕ РОДНЫЕ

     Церковные праздники — неиссякаемый источник утешения, ободрения и надежды, и если бы мы только задумывались над их смыслом, наша жизнь была бы гораздо более радостной. Это относится и ко дню Всех Святых. Что мы вспоминаем в этот день?

     Что у мира, в котором мы живем, есть цель, смысл и предназначение. Все события мировой истории, радостные или невыносимо трагические, обращены к одной цели — и эта цель есть Царство, состоящее из святых. Зачем проходят века, зачем возникают, укрепляются и погибают могучие державы, зачем Церковь проповедует слово Божие, зачем благовестники отправляются в далекие страны, зачем вообще создана вселенная, зачем светят звезды, зачем сотворены галактики? С одной целью — чтобы Царство наполнилось святыми. Вселенная создана, чтобы породить святых; история развивается, чтобы в ней являлись святые, жизнь на земле существует, солнце восходит и дождь идет с той же целью — чтобы явились святые Божии.

     Таков замысел Бога о вселенной; Он пожелал разделить ту вечную жизнь, любовь и радость, которой обладает Он Сам, с сотворенными существами — ангелами и людьми. То, что Он хочет создать в итоге — прославленное и преображенное мироздание, в котором спасенные люди и ангелы составляют одну семью, Глава которой — Христос. Все века истории Церкви прошли для того, чтобы многие и многие люди, из всех народов, покаянием и верой вошли в Его дом и водворились там навсегда.

     Чьи-то имена мы знаем и чтим; но святых у Бога гораздо больше, чем мы знаем — и, в частности, поэтому Церковь отмечает этот день, обращаясь к ним всем: «Все святые, молите Бога о нас!»

     В этот день мы особенно вспоминаем, что у нас есть огромная любящая семья, наши отцы и братья, матери и сестры, прежде нас прошедшие путем спасения и ныне пребывающие с Господом на небесах. Мы никогда не бываем одиноки, забыты, брошены — множество взглядов, полных любви, заботы, глубокого сочувствия, обращены на нас с небес, даже когда мы этого не чувствуем — более того, в такие моменты особенно.

     Церковь верит, что святые, водворившись на небесах, ни в коем случае не забывают нас, но по воле Божией о нас заботятся. Подобно тому, как в любящей семье Отец поручает старшим детям заботиться о младших, так и на небесах ангелы и святые пекутся о нас, совершающих свой путь на земле.

     Этот праздник напоминает нам о том, что Церковь — это не «общественная организация», это мистическое тело, сообщество, объединяющее всех ныне живущих православных христиан, с теми, кто уже водворился на небесах. Принадлежа к Церкви, мы принадлежим к этому простирающемуся через все страны и века собранию, Глава которого — Христос. Принадлежать к Церкви, с благоговением входить под своды храма, приступать ко святым Христовым Тайнам — значит принадлежать небесам; уйти из Церкви — значит порвать с небесами.

     Там, на Небесах, у Господа и Его святых, нет ненависти, нет конфликтов, нет разделений — там только любовь и подлинное братство, там прощены все грехи и обиды и исцелены все раны. Святые напоминают нам о Небесах — о той реальности, наполненной присутствием Господа, в которой они пребывают, в бесконечной радости и утешении, о нашем Доме, где наши родные ожидают нас, чтобы тепло встретить.

     Святые напоминают нам и о надежде. Это были подобные нам человеки, сделанные из той же плоти и крови. Жившие во времена, которые тоже были полны препятствий и соблазнов — не меньше, чем наши. И они дошли, они теперь дома, у Господа. Значит, и нам нельзя унывать, и мы дойдем и в свое время присоединимся к ним.

     А сейчас, пока мы проходим наш земной путь, со всеми его ловушками, ямами и корягами, со всеми блуждающими огоньками и ложными указателями, нам очень важно не отрываясь видеть перед собой Город Святых, Небесный Иерусалим, куда мы идем, и, с помощью Божией и по молитвам всех святых, дойдем.

                                                                                                                                                                                                Сергей Худиев
 
 
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.
 
    Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа: благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать — учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по этому указанию.
 
     По материалам сайтов Православие.ру и stsl.ru (Свято-Троицкая Сергиева Лавра)