Воспоминания Владыки Евлогия о его поездке на Афон

АФОН  ГЛАЗАМИ  ИНОКА

     9 августа 1969 года. Память святого великомученика Пантелеимона. Престольный день русского монастыря на Афоне. Большое Всенощное бдение. Почти 8 часов. Ночь как день – все в пении, чтении. Пело 4 клироса – два русских и два греческих. Этот день греки считают своим собственным, отправляя его в своем стиле и духе. Греческий элемент стал необходимым для Пантелеимоновского монастыря, выданного некогда русским из христианской любви.

     На трапезу, что после Литургии, попадаешь не тотчас. Вначале гостей приглашают в «архондарик» (приемную) монастыря, где подают по афонскому обычаю кофе, рюмку вина, лукум (сладость) и обязательно стакан холодной воды ввиду неимоверной жары в это время. Зала обители украшена различными портретами и древними картинами, обставлена изящными стульями и креслами. Все гости садятся, и происходит светлый праздничный разговор, идущий от первых лиц. На саму трапезу идут уже из самого храма, где была служба. Довольно торжественно. Архиерея одевают в игуменскую мантию (наподобие епископской), дают греческий жезл (выше обычного), и с пением братии монастыря, стройно, под праздничный трезвон, входят в трапезную и рассаживаются по чину. За трапезой архиерей так и остается в мантии. Паломники сидят отдельно. Тогда их было около двухсот человек. Всё на столах. Ничего не разносится, кроме чая. На вино, расставленное для каждого, подается звонок от первого лица. Если большой гость забудет, иноки ему обязательно подскажут о звонке. Чтение неопустительно. С большой кафедры, удаленной от столов метра на два вверх. Тогда творил чтение грек, на греческом языке, рассчитывая более на своих иноплеменников, чем на нас, русских. Читал монах Аверкий, живший в Пантелеимоновом монастыре.

     В конце обеда совершался чин Панагии. Он сложный, но и стройный. Архиерей благословляет раздачу колива, художественно изготовленного (лик святого из сладостей). Это произведение монаха Нектария, за счет чего он и живет в одном из скитов Афона. Затем сам чин Панагии, дробление просфоры. Завершается все общим выходом из трапезной, парами, при благословении архиерея и служащих трапезе, приклоненных пред всеми. Панагия подходит к концу уже в храме, с пением тропарей и приветствием друг друга.

     Вечером служили в Покровском храме, где всегда проходит служба на церковно-славянском языке. Служил владыка Леонтий, Харьковский. Читали акафист Божией Матери. Храм редкого благолепия, иконы с серебряными ризами камнями. Облачение еще с царских времен, парчовое. По окончании был ужин в трапезной.

     10 августа. Служба началась с полунощницы, в 2.15 ночи, затем была утреня, и все закончилось в 6.00 утра. Литургия началась в 10 часов утра и шла архиерейским чином в сослужении трех иеромонахов. По окончании были приглашены на кофе иеромонахом Серафимом. В этот день знакомились с монастырем. Осматривали ризницу, библиотеку, храмы и параклиты. В ризнице – большие ценности: дорогие иконы, чаши и облачения (частью с потерями фрагментов ткани и уже сгнившие). В библиотеке видели Евангелие XI века. Книги в хорошем переплете.

     Показывали страшные очаги прошедшего в 1965 году пожара, который остановился возле Покровского храма. Пока спасали иконы и утварь, греки, пользуясь смятением русских насельников, осмеливались брать лучшее.

     Обращает внимание усыпальница монастыря. Кости почивших монахов лежат отдельно от черепов. На черепах надписи – кто и когда преставился. Хоронят без гроба. Через три года вынимают оставшиеся кости, если тело истлело, и размещают на полках черепа. По цвету они разные. Темно-коричневые считаются угодными Богу. Таким мы нашли череп преподобного Силуана. Тогда, до прославления в 80-х годах, он лежал с ряду прочих черепов. Мы попросили спустить нам святую главу подвижника, чтобы приложиться к нему. Пропели «Со духи праведных…».

     В 13.00, после трапезы, выехали в Старый Руссик, тоже в честь великомученика Пантелеимона, второе место монастыря на св. Горе после Ксилургу. Встречаешь огромный собор, человек на семьсот, построенный в 1920 году в честь Преображения Господня. Поднимались на колокольню. В одной из башен показали сразу три храма, по ярусам. Один из них – в честь святителя Саввы Сербского. Этот известный православному миру святой был пострижен русскими иноками, оставив княжеское достоинство. Из окна башни сербский святой выбросил вою мирскую одежду пришедшим из Сербии послам, желавшим вернуть его на родину, к отцу, королю сербов.

     Запомнили в башне и другой храм, в честь святых жен Екатерины, Параскевы и Варвары мучениц. Там рассказали и показали место, куда русские иноки были сброшены турками, захватившими Афон, и где вырос огромный дуб в три ствола. Нас удивило, что в черте русского монастыря есть еще так называемый Почаевский скит, который мы не миновали. Нашли там одного монаха Василия. Он читал тогда русскую газету, критиковавшую хрущевское время в России. Ногти на пальцах не знали ножниц. В храме у него и келья его. Вернувшись в Руссик, иеромонах Евстафий нас кормил и поил как паломников. Он был единственным жильцом в этом древнем монастыре. Сам он из Пскова, состоял в первом посольстве на Афон в 1965 году.

     Около 19.00 выехали в Андреевский скит, похожий больше на лавру, чем на скромный скит. Размеры гигантские. Но совершенно опустел, хотя на его территории греки содержат так называемую Афонскую школу (около 200 человек). Не в один храм не смогли зайти. Ключи взял Ватопедский монастырь, на территории которого некогда возник Андреевский скит.

     Ночевали в Карее, административном центре Афона, в русском кунаке у иеромонаха Аввакума, антипросопона Пантелеимоновского монастыря – роста высокого, за 80 лет. Здесь увидели старинные фотографии, почерневшие от времени, портреты царей князей и даже султанов, благодетельствовавший монастырю.

     Еще в Москве мы получили наказ от митрополита Никодима (Ротова) отслужить Литургию в соборе Андреевского скита, дабы как-то напомнить грекам о русском происхождении этого места. О нашем намерении мы дали знать Ватопедскому монастырю, и его начальники обещали открыть для нас скит, но только для осмотра и никак не для службы, о чем мы молчали, а они, хотя и не знали о том, но, по-видимому, догадывались.

     11 августа. На утро мы настроились идти снова в Андреевский скит для службы в нем. К назначенному времени стояли у ворот монастыря, но никто нам их не открывал. Вскоре узнали, что к 10.00 подъедут греки и откроют скит. В запасе было полтора часа, которые употребили на осмотр греческого монастыря, соседнего со скитом – Кутлумуш. О нашем визите мы этот монастырь заранее не предупредили. Посетили внезапно. Простояли более 30 минут. Однако посещение состоялось. Встреча была по чину. Монастырь XI века. Сам игумен, отец Гавриил, 46-ти лет, с братией, провел нас по монастырю, начиная с собора в честь Преображения Господня, расписанного иноком Феофаном. Показали и свв. мощи праведной Анны, мч. Кирилла, свт. Григория Богослова и вмч. Пантелеимона. В библиотеке монастыря видели шкаф с рукописями – более 200, из которых 80 относятся к XI -XII вв. Удивило Евангелие IX века, а также служебник XI века и многое другое. Братии 15 человек. В архондарике предложили кофе. Пили все, кроме меня, поскольку мне предстояло служить в Андреевском скиту. Владыка здесь предупредил меня о том, что я соблюл, отставив кофе на окно, что совсем не было заметно никому. Однако, этот кофе мой вылился потом в целую историю, которую надо было разбирать уже в Карее, в административном центре Афона, где мы были обвинены в кощунстве, отслужив самовольно Литургию в скиту, напившись кофе.

     Владыка объяснил грекам, что служащий иеромонах Евлогий не пил кофе тогда и служил в скиту, получив благословение на то еще в Москве, где не знали, что скит забран Ватопедом. Объяснение было братски принято и подозрение с нас снято.

     Только в 11.00 нам доставили ключ от скита, но владел им эпитроп Ватопеда. У меня в сумке дорожной было все заготовлено к служению Литургии – начиная от просфор и заканчивая облачением. Настроение у эпитропа было, как нам показалось, не очень. Спрашивать у него благословение на Литургию владыка не счел нужным. Его бы просто не дали. А наказ у нас был твердый. Стоило только нам зайти в собор в честь Андрея Первозванного (на 1000 человек), как владыка Леонтий дал мне знак смело идти в алтарь, готовить проскомидию и служить Литургии, что я вскоре и сделал. Через 20-25 минут я открыл Царские врата и начал Литургию. Грек был в шоке. Он рассказывал о соборе как экскурсовод и не ожидал этого служения. Владыка напрямую ему ответил, что есть благословение Патриарха на такое служение, что его вроде бы успокоило. Однако, он дал знать об этом своему начальству. Весь Афон заговорил о нашем как будто странном поведении на св. Горе.

     Клирос за Литургией был из 4 поющих; я помянул молящегося грека, именем Феофил. Однако неожиданностью для меня стало вот что. Перед «Отче наш» заполз в алтарь некий монах, у которого ноги были как плети – не двигались. Оказавшись у св. престола, он с мокрым от слез лицом обратился ко мне, чтобы я его непременно причастил. Владыка благословил. На запричастном я его исповедал. Это был последний инок русского скита, доживающий здесь свой век, схимонах Сампсон. По причащении в алтаре он поведал мне, что нас Бог прислал по его просьбе, дабы умереть причатным Тела и Крови Христовой. Ему было тогда за 80 лет, родом он был из Закарпатья. Хотя греки и потрясли нас за Литургию, однако потом признали ее законной и удивлялись, что был такой причастник, как схимонах Сампсон, всем известный тогда.

     Сам собор в стиле XIX века. Греки называют его на турецкий манер – сараем, т.е. великим. Действительно, в нем все по-царски, на высшем уровне – иконы, утварь, роспись, свв. мощи. Часть имущества, однако, была вывезена в Ватопед. По окончании Литургии вернулись в Карею, где отобедали в платной столовой. Сходили на рынок. Чего только там не нашли, но все относилось к быту монахов. Впервые увидели церковный товар в греческих лавках, разнообразие его, чего Россия еще не знала. Купили в виде сувениров открытки, крестики, иконочки, рассчитывая на раздачу знакомым.

     На большой грузовой машине отправились в Иверский монастырь. Застали в нем послеобеденный час, когда братия находилась в покое, отдыхая. Однако это не помешало старшей братии – иеромонахам Анфиму (писарю), Калиннику и монаху Агафангелу встретить нас тепло, проводить в приемную залу и предложить холодной воды, «крино неро», кофе, сладости в ожидании часа официальной встречи, как принято на св. Горе. Из первой беседы узнали, что в монастыре живут 30 иноков, управляется он тремя ведущими монахами. В монастыре очень уютно и благоуханно. Спустя час пригласили на обед. По окончании иноки сделали церемонию встречи паломников из России. Начиналась она с громкого колокольного звона, на владыку надели игуменскую мантию и все проследовали в соборную церковь, где творили краткий молебен с поздравительными речами. Вскоре прошли в церковь Иверской иконы Божией Матери. Изумила сама всемирно известная чудотворная икона – древностью, драгоценностью риз и оклада. С чувством огромной святыни мы встали все на колени, пропев молитву «Царице моя преблагая», которую трудно было окончить, связав себя душою со святым образом. На нем две драгоценные ризы, похожие одна на другую, блистающие, в крестиках, медальонах, свидетельствующих об исцелениях, полученных от святой иконы. Иверская церковь состоит из многих вкладов русских паломников.

     Молились за вечерним богослужением. Покоряет стиль и темп греческого пения, поистине церковного, корнями уходящего в глубь христианства. После службы смотрели монастырскую библиотеку, в которой одних только русских и церковно-славянских книг около 10 тысяч, не говоря уже о греческих. Здесь хранится Евангелие VIII века.

     Видели ризницу, богатую церковной утварью, особенно русского происхождения. Митры, саккосы императоров (Иоанн, XIV в.), хрустальные потиры, жезлы – все это бережно хранится как история монастыря.

     К ночи расположили всех в богатые гостиничные номера. Дотемна сходили на море, даже искупались, хотя на Афоне это запрещено. Я чуть в море не оставил свои очки, с которыми незаметно вошел в воду. Однако в Ивере рядом с соленым морем находился источник пресной воды, некогда оформленный русскими богомольцами, где мы и насладились этой ключевой водой. Там же, в Ивере, я подвел своих старших сопутчиков, начиная с архиепископа Леонтия, который поручил мне разбудить всех на ночную службу, что я и сделал, но, по ошибке, в другое время – значительно раньше. Меня поднял не звонок пономаря обители, а колокольчик на шее осла, проходившего под моим окном. Почти за час до срока пришли мы к Иверскому храму, еще закрытому. Разобрались со звонком. Пришлось всем вычитать молитвы наизусть, чтобы дождаться своего входа в храм.

     12 августа. Подняли в 2.15 ночи. В Иверской церкви читали уже полунощницу. Вновь приложились к чудотворной иконе Божией Матери. Я поставил три свечи: от скитского Илии и две от нашего дома. Но вскоре мы перешли в храм Успения, главный, где отслужили утреню и Литургию. Был завтрак. Перед отъездом снова побывали у Иверской иконы, пропев краткий молебен. Трудно в немногой молитве, стоя у столь большой святыни, вспомнить всех, кто близок был моему сердцу. Но поминал всех, кто всплывал в памяти. Чувство было очень высоким. Чувствовали, что только милостью Божией Матери мы находились тогда перед Ее пречистым образом. Пели все от души. Слезы переполняли наши очи. Не хотелось покидать эту православную святыню. Что-то живое держало нас всех. Проводы были самые братские и сердечные. Счастливые, мы отплыли от пристани монастыря. Но вскоре, через 40 минут, пристали к берегу, где стоял греческий монастырь Ставроникита, основанный двумя братьями. От берега моря до обители, ее верха – 80 метров; на скале над водой выдавался этот монашеский оазис. Встречал нас иеромонах Косма, лет 40-ка, кроткий на вид. Преодолевая эту высоту, все пролили пот прямо «мешками». Но тени от виноградника тотчас сняли весь наш «жар».

     Начали с монастырской церкви Святителя Николая, икона которого была извлечена из воды, став чудотворной. Росписи XVI века – Феофана Критского. Снова архондарик с его сладостями и пряностями. Сказ об истории монастыря. Игумен Василий тогда отсутствовал. Всех монахов – 12 человек. Это был седьмой монастырь, посещенный за время нашего знакомства с Афоном. Попрощавшись, отплыли к Пантократору, уже восьмому для нас монастырю на св. Горе. Очень приличный и ухоженный. Встретил нас эпитроп обители, иеромонах, лет 45-ти, очень энергичный, хорошо познакомивший нас с монастырем. В одном храме братию застали за общим трудом – чистили лампады, паникадила к празднику Преображения, к своему престольному дню.

     В соборном храме состоялся краткий молебен, за которым приложились к свв. мощам, вынесенным из алтаря – 25 святынь, – что всегда трогательно.  Снова архондарик, кофе, вода. По выходе смотрели библиотеку, ту же богатую ризницу, где находилась икона IX века. Во дворе очень уютно, много цветов. Для иноков это – земной рай.

     В это же день добрались водой до еще одного, девятого монастыря – Эсфигмена (сжатое место), посвященного Вознесению Господню. Встречал сам игумен Афанасий, лет 60-ти, с братией. Шли к храму по тенистой дорожке виноградника, под звон колоколов, большей частью русских. Всегда и всюду принимали с большим гостеприимством. Тут же вскоре обед в трапезной для гостей. Ходили в пещеру прп. Антония Печерского, нашего святого по Киеву. Там же и криптовый храм.  Много в нем русского. Тропарь святому написан на церковно-славянском языке. Чтимый у них. На нас греки смотрели как на своих братьев одного славянского отца – преподобного Антония.

     С высокой точки монастыря виднелся известный Илиинский скит с его огромным собором.

     Эсфигменские иноки – монах Софроний и иеромонах Нестор, — оставили о себе память как приветливые люди, касавшиеся тайн вечной жизни.

     Затем направились в Хилендарский, 10-й, сербский монастырь. При встрече и в первых разговорах с братией и их игуменом Моисеем дышало что-то близкое и прямо родное. Нашу, русскую речь сербы хотя и понимают при общении, но мы их совсем плохо, почти ничего, что было больно нам. Есть у них один русский инок, Каллист, 81 года, который слывет у них как портной. В самом монастыре около 20 иноков, не считая трудников. Он самый живой из прочих трех славянских в смысле посещаемости его богомольцами. В главном, соборном храме Введения во храм Пресвятой Богородицы имеются мощи прп. Симеона Сербского, короля, мироточивого. Хорошая библиотека. Угощали, по обычаю, кофе.

     В 7 часу вечера мы отплыли в Ватопед, 11-й монастырь, один из самых сильных и древних. Прекрасный звон, теплая встреча, беседа и знакомство в архондарике обители. Игумен Константин предложил служить нам Литургию. Трапеза у них на высоком уровне. Обслуживание и сервировка стола как в столичном ресторане. С балкона гостиницы видели картину моря и неба, слившихся у горизонта. С нами беседовал иеромонах Афиноген, лет 75-ти. У Ватопеда свое электричество, чуть ли не новый стиль. Он второй по иерархии монастырь на св. Горе. Ватопед – значит место в зарослях, где нашли царевича ребенком. Ночевали в монастырской гостинице.

     13 августа. Поднялись по звону колокола в 3 часа ночи. Служба в главном храме Благовещения, начиналась полунощницей. Служили Литургию. Смотрели старину монастыря: свв. мощи, древние иконы, библиотеку с 1.400 рукописями в свитках. Есть листки Апостола IV века. Распрощавшись, отплыли в 2-часовое путешествие. Нашу лодку сильно качало, что наводило страх.

     Приплыли к Великой лавре св. Афанасия (12 монастырь). По числу братии она оказалась самой большой – 60 человек. Встречал сам игумен Афанасий, любезно поведавший историю лавры. Показал два кипарисовых дерева, посаженных, по преданию, самим прп. Афанасием. В церкви в его имя чествовали вериги преподобного, большой крест, с которым святой служил Литургию. Видели посох, коим он отгонял бесов и даже извлекал воду из скал. Гроб святого не трогали, согласно завету его братии. На гробнице видели свечу диаметром 15 сантиметров, положенную патриархами в год 1000-летия Афона.

     Затем отправились в монастырь св. Павла (13-й), стоящий на скале в 300 м. над уровнем моря и метрах в 800 от берега. Поту нашему во время подъема на эту высоту не было меры. Игумен Андрей, лет 65-ти, с братией, приветствовал нашу делегацию у ворот – кроткой души человек. В храме св. Павла отправили молебен. Всего в монастыре 40 человек. Закончили день в своем Пантелеимоновском монастыре. Ужинали у о. Серафима.

     14 августа. Служили Литургию в Пантелеимоновском соборе. Ходили крестным ходом на освящение воды к источнику, что у моря. Несли свв. мощи, иконы. Завтракали в братской трапезной. По окончании снова пустились в дневной рейс по воде. В начале посетили монастырь Дионисиат (14-й). Встречал иеромонах Феоктист. Он же рассказал историю монастыря. Игумен был в отъезде. Всего братии 35 человек. Основан монастырь в 1389 году ктитором Дионисием. Общежительный. Имеется большая святыня – икона VIII века Божия Матерь «Акафистная», перед которой мы пропели тропарь. В библиотеке показали Евангелие VI века.

     В 13.00 были уже в другом монастыре – Григориате (15-й). Игумен архимандрит Виссарион отсутствовал, его замещал диакон Пахомий. Экскурсию вел  иеромонах Рафаил. Обитель тоже названа по имени ктитора Григория. Монастырь общежительный. Видели замечательную икону XV века Одигитрию, написанную Модестом, патриархом Константинопольским. Всех братий 22 человека.

     Около 15.00 прибыли в монастырь Ксенофонт (16-й), лежащий близ русского Пантелеимоновского монастыря. Встречал иеромонах Евдоким. Монастырь назван по имени своего ктитора Ксенофонта. Братии 30 человек. Основан в 520 году. Основной храм с чтимой иконой св. Георгия Победоносца. Общежительный. Привлекает внимание мозаичная икона св. Димитрия Солунского.

     Около 17.00 были уже в другом, 17-м монастыре – Дохиаре. Встречал и рассказывал игумен Николай. Узнали, что он строгий и ученый. Беседовали с ним по многим вопросам. Дохиар значит келарь. Центральный храм во имя свв. архангелов и ангелов. Располагает чудотворной иконой Божией Матери «Скоропослушница», размещенной в отдельной часовне. Когда-то икона была на стене храма перед трапезной, возле нее нерадивый инок был наказан слепотой, но вскоре получил исцеление. В 20.00 вернулись в свой Пантелеимонов монастырь. Снова ужинали у о. Серафима, так как по будням все иноки питаются от своего кошта. Вечером осмелились купаться в море, столь теплом и особенно прозрачном.  

     15 августа. Молились и служили в Покровском храме. Побывали в монастыре Симонопетра (18-м). Через Дафнии – общую афонскую пристань, мы попали к этому монастырю, стоящему на высокой скале, 330 метров над уровнем моря. С трудом, за 35 минут, поднялись к обители, пролив градом пот на пути к ней. Температура стояла + 35 С. Встречал сам игумен, о. Харалампий, 72 лет. Зашли в главную церковь Рождества Христова. Как всегда, паломникам вынесли свв. мощи – не менее десяти ковчегов. Братии немного, всего 12 человек. За обедом игумен подробно поведал историю монастыря. Симон – ктитор монастыря. Имеется икона св. Симона. Когда-то начальнику монастыря было откровение во время его молитвы. Он видел, как небесный луч освятит место будущего монастыря. Игумен не замедлил позвать архитектора и выдал ему задание – поставить на скале каменный монастырь с церковью. Специалист отказался было, но потом согласился, увидев чудо – инок, неся гостям воду и кофе, оступился и упал в пропасть, и не только остался жив, но и не разлил ничего на подносе.

     В конце XIX века монастырь сгорел дотла. Игумен тогда выехал в Россию и, спустя три года, вернулся с пожертвованиями, что дало возможность восстановить монастырь в наилучшем виде.

     16 августа. Суббота. Находились в Пантелеимоновом монастыре. Пели, молились в  Покровском храме. Посетили келью о. Матфея, прожившего на Афоне 43 года (тогда ему было 83). Провели время в моей кельи для воспроизведения событий и впечатлений на Афоне.

     17 августа. Воскресенье. Литургия соборным служением. Пел на клиросе. По окончании был совершен крестный ход с освящением воды по случаю пожаров, случившихся около монастырей Ватопед и Пантократор. Таков был циркуляр от Кареи по Афону для всех его обителей. Пожар продолжался около 5 дней.

     После трапезы и отдыха мы отправились в Ксиропотам (19-й), соседний монастырь на расстоянии 40 минут ходьбы. Обитель древняя, V века, основанная Пульхерией, царицей. Встречал эпитроп монастыря Хрисанфий с братией, по чину гостей. Главный храм в честь 40 севастийских мучеников. Строительству способствовал турецкий паша. Ему было откровение – если построит монастырь, победит египтян. В праздник 40 мучеников во время крестного хода принято возить турецкую тачку в память об этой стройке. Нам рассказывали, как латиняне притесняли иноков. Даже, по преданию, престол в монастыре, на котором паписты собирались служить, ушел в землю. Братии в монастыре 23 человека. У нас была трудность – не было своего переводчика. В монастырь прибыли водой, хотя и рядом, а обратно шли пешком под палящим солнцем, обливаясь потом.

     Вечерня в Пантелеимоновском монастыре уже отошла, когда мы вернулись. Однако, на акафист Успению мы успели. Так у них заведено, что во весь пост читаются всюду акафисты, ввиду большого всенародного праздника. Ужин, по обычаю, частный, в келье у о. Серафима. Общая трапеза в монастыре только по праздникам. На будние дни выдают паек каждому – большую, на неделю, булку хлеба, масла, овощей и фруктов. У о. Серафима, уже престарелого инока, был свой газ в баллончике, что делало его хорошим поваром для нас.

     18 августа. Подъем в 2.15 ночи (по европейскому времени). Полунощница, утреня и сразу Литургия, которую служил иером. Климент (Толстихин), член нашей делегации, преподаватель Ленинградской духовной школы. Мы все вчетвером пели на клиросе. Всенощную под праздник служили в Пантелеимоновском соборе. 8 часов протекло в нем этого бдения. Разошлись после первого часа по кельям, чтобы через три часа снова собраться на Литургию.

     19 августа. Однако в этом промежутке, когда все спали мертвым сном, за стеной монастыря возник пожар. Горел лес, и так, что пламя достигало неба. Головешки горящие летели на крыши монастыря как находящегося внизу, под горой. Меня разбудил о. Богдан Сойка, протодиакон Троицкого собора в Ленинграде. В окно кельи я увидел не ночь, как обычно, а почти день от зарева наверху. По коридору уже кто-то бегал с пожарным рукавом. Мы быстро все спустились с этажей своих корпусов вниз на монастырскую площадку. Сюда же сошлись и старцы обители – их было 6 человек. Стояли и крестились. Все подумали сразу о молебне. Мне благословили служить. Открыв Царские врата, стали творить эту спасающую нас молитву. Стояли на коленях. Старцы говорили, что на этот раз монастырь может сгореть основательно. Пока молились, прибежал грек, и сообщил, что с моря поднялся ветер и пламя, идущее на монастырь, приостановилось. Это первое было для нас отрадное чудо. По окончании молебна нам с о. Досифеем, новым иноком Афона, присланным из Псковского монастыря, благословили пройти с ковчегом свв. мощей вмч. Панетелимона (главой) вокруг монастыря, что мы тотчас и сделали.

     На утро разошелся разговор по Афону, что, мол, большевики, прибывшие из России, подожгли монастырь, что нас крайне всех испугало. Мы все впятером собрались в моей келье, чтобы нас меньше видели. Но Литургия все-таки состоялась. Служил не архиерей, взявший на себя заботы по спасению монастыря, а собором двух иеромонахов – я и о. Досифей, который впервые причастился за истекший год, – думал уже оставить Афон, но произошло чудо, и он оставил эту мысль и успокоился своим послушанием на нем. А пожар не унимался. Днем пристал к пристани огромный военный корабль. С него сошло свыше ста солдат. Они вступили в неравный бой с огнем, не подпускавшим их ближе чем на 10 метров. На пожар прибыл губернатор Фессалоников. Он посочувствовал нам, обещал продлить визу из-за пожара. Я был так утомлен всем, что ушел в келью и лег. Но вот стук в дверь, и сам владыка Леонтий пробудил меня от крепкого сна, показывая на окно, за которым сплошным потоком лил дождь, и все смешалось – дым, влага. Для меня это было не продолжение сна, но явь Божиего чуда. На площади вновь собрались все старцы, паломники и солдаты. Я впервые увидел, как солдаты-греки подходили под благословение к владыке. Монастырь напоил их чаем, и корабль отплыл. Мы же все поспешили в Покровский храм и  прочли акафист «Неопалимой Купине». Нашей радости не было конца. Нас поражало, что во всей округе не было дождя, он шел только возле нашего монастыря. «Гедеоново руно», да и только. Тотчас же услышали и другое: «Русские вымолили дождь, которого на св. Горе не было уже пять месяцев».

     20 августа. Среда. Разговор всюду шел о пожаре. За трапезой еще раз гремел гром  и стеной шел дождь. Около 16.00 мы продолжили свое путешествие по Афону. На лодке подъехали к пристани Зографского монастыря (20-го), но сам монастырь отстоит на 6 километров от моря. Здесь нам предложили воспользоваться транспортом св. Горы – мулами, на которых мы с удовольствием сели. Но вскоре я пришел от своего мула в шок. Он нашел для себя тропинку – кромку над самой пропастью, от которой у меня голова закружилась. Тем более, что в одном месте он смело остановился (седоки ими не управляют, наоборот, мулы ими), нагнулся над бездной и стал чесать себе брюхо, видимо, от укуса слепня. Как я остался жив, не знаю. Только догадался об одном – отгонять от него всех насекомых. Он понял меня, отошел от края пропасти и пошел вроде бы поодаль, что меня утешило. В дальнейшем я уже не пользовался больше горным такси.

     Еще на пристани мы нечаянно встретились с игуменом Зографского монастыря о. Дометием, прибывшим из Солуни после похорон своего инока там, скончавшегося от рака, прожив в монастыре три года, еще молодого. Сам игумен, румын по национальности, оказался весьма гостеприимным. Пришел на св. Гору еще мальчиком, вместе с отцом. От Ватопеда они имели отдельную келью, где он прожил до седин своих. Но вот в Зографе умер игумен. Братия не могла определиться с этим лицом у себя. Нашли Дометия  в его келье и земно просили принять не себя это начальственное иго. Но будущий игумен стал отказываться, ссылаясь на незнание болгарского языка. И вот видит во сне чуть не на яву явившегося вмч. Георгия Победоносца, который воодушевляет его на игуменство. «Я буду тебе помогать», — говорит великомученик. Это и подвигло Дометия войти в начальствование над Зографом. Братии в нем немного – 13 человек. Мы было хотели служить Литургию, но в монастыре не оказалось просфор. Переночевали. Вокруг монастыря весьма живописно. Огороды его образцовые. Все чисто и опрятно. Когда-то здесь жило около 500 иноков, болгар. Главный собор в честь равноап. Кирилла и Мефодия. В нем три чудотворных иконы св. Георгия Победоносца, одна считается нерукотворной. На лике великомученика показывают срез пальца, оставшегося от прикосновения епископа, не поверившего в чудо. Встали в 4 утра. Служили обедницу.

     21 августа. Монастырь Кастомонит (21-й). Встречал сам игумен Антоний, схимонах Филарет, который рассказал нам через переводчика об истории обители. Монастырь считает своим ктитором самого Константина Великого. Много способствовал монастырю его сын Констанций. Затем назвали царя Михаила Палеолога как ктитора и молдавского господаря Радица, впоследствии принявшего там монашество с именем Роман.

     Святыня монастыря – икона Божией Матери Одигитрии, XI век, дар Анны Сербской. От образа было множество чудес. Во время пиратских нападений монастырь был совершенно опустошен. Плача о бедствиях, один монах услышал от иконы св. первомученика Стефана голос: «Не плачь, не печалься, пираты уйдут», что и случилось. В монастыре чтят св. икону архидиакона Стефана, она от VIII века, с гуменцом на главе. В эпоху гонений на иконы она была брошена в печь, но не сгорела от огня. Другой чтимый образ – икона св. Артемия, покровителя монастыря, XVI века, критской школы. На западной стороне храма размещена плащаница русской работы, шитье.

     Смотрели также библиотеку, трапезную. Уже выйдя из врат, нас вернули, упросив вкусить их пищи, чем мы и воспользовались как продолжением знакомства с этой древней обителью королевского происхождения.

     Вскоре отплыли в Дафнии. Оттуда на грузовой машине попали в административный центр Афона – Карею, чтобы заказать билеты в Афины. Из Кареи решил дать телеграмму на родину, в Загорск, поздравив маму с 65-летием.

     Из Кареи в 6 часов вечера отправились в 22-й монастырь – Филофей. Путь трудный, дорога снова крутая. Но монастырь сам стоит внизу гор, создавая необыкновенную красоту. Встречали по афонскому чину – братия, Евангелие, звон, пение. Вошли в храм Благовещения, где в киоте стоит икона «Сладкое лобзание». Пришла к обители по воде во время иконоборчества. Извлекла источник воды из скалы. Монастырь назван по имени своего ктитора Филофея, Х века. Пережила много бедствий. Братии всего 17 человек. Общежительный. Прот монастыря иеросхимонах Симеон и девтирос иеромонах Евдоким устроили нам богатый ужин. Здесь мы ночевали.

     22 августа. Пятница. В 2.30 утра услышал монастырское било (удары в доску, очень ритмичные, как символ ветхого завета), затем – в клепало, уже металлическое, и затем – сам перезвон. Молились вновь за полунощницей, утреней. Владыка с о. Климентом служили Литургию. Мы с о. Богданом пели. После службы пешком направились в монастырь Каракаллы. Шли почти час. У врат нас встретил игумен Павел, архимандрит, с братией. Повел с пением в Собор, где приложились к святым мощам, чтимым иконам. Строитель неизвестен. Основан в XIII в. В библиотеке показали полку с рукописями в виде свитков, около 330. Затем трапезничали. Около 12.00 дня были уже на пристани. Там ожидала нас машина. Сильно палило солнце. Поту не было конца. Бодрило одно – что покидаем последний, двадцатый, монастырь на Афоне. По пути поздравляли друг друга с этим благодатным завершением. Около 13.00 были уже в Карее, где заказали билеты на последние числа августа.

    23 августа. Суббота. Служил с благословения Владыки Литургию в Покровском соборе Пантелеимоновского монастыря. Старцы монастыря – схииеродиакон Симеон, схимонах Исихий причащались. Последний застал старца Силуана. Жил в келии рядом с келией этого благодатного подвижника. Перед смертью, — рассказывал о. Исихий, — был у него в келии и мог сказать ему только: «Отчего так рано уходишь?». Он ответил: «У Бога кто готов, того и забирает». Выпив стакан чая у о. Серафима, я лёг отдыхать. В 14.00 Владыка разбудил меня на обед. Он не плохой там: большой кусок хлеба (гр. 400), три больших помидора, баклажаны с картофелем, консервы и даже дают вино в жбанчике гр. 200.

     В 16.00 начало воскресного богослужения. Происходило в Покровском храме (наверху). В конце Вечерни читали акафист Иисусу Сладчайшему. Ужинали у того же собрата по вере. Близилось время нашего отбытия. В свободное время собирали вещи. 15 дней было нашего жития на св. Горе Афон. В 12.00 ночи стоял на Повечерии. Читал канон.

     24 августа. Воскресенье. Обычным, знакомым стуком афонского старца о. Серафима, лет 80-ти, я быстро проснулся на службу. Отправляли полунощницу, Утреню. Затем был перерыв в 4 часа и в 7.00 утра (по европейскому времени) мы снова служили Литургию в Пантелеимоновском соборе. Присоединили благодарственный молебен, прощаясь со светлыми днями Афона. Трапезничали с братией. Отец Давид, эконом, прочитал благодарственное слово, очень трогательное, исполненное искренних чувств и пожеланий. Старцы афонские, стоя вокруг нас, слёзно плакали, не зная свою последующую судьбу.

     Вскоре ударили во все колокола, что окончательно надломило сердца всех. На пристани проходило последнее братское целование. Что-то русское, какое-то неповторимое чувство охватило всех в момент прощания. Греки плакали тоже – о. Аверкий и о. Василий. Лодка медленно оторвалась от пристани. Благочинный успел передать нам бутыль афонского вина. Мы дружно запели тропари Божией Матери, св. Пантелеимону, свт. Николаю. С той и другой стороны махали взаимно руками, пока не скрылись из глаз.

     В Дафнии таможенники очень корректно произвели осмотр наших чемоданов. Впереди г. Уранополис, откуда будем возвращаться на Родину. Около 3 часов такси везло нас по пыльным и извилистым дорогам. В 14.00 мы были уже в Фессалониках. Разместились в гостинице «Олимпия». Вечером смыл всю соль и пот наших 18 дней в Греции в хорошем душе. Ужинали в 9 часов вечера.

     25 августа. Утро в Салониках началось с 8.00. Посвятили день осмотру храмов этой северной столицы.

     — Эклиссия св. Параскевы VI в..

     — Св. Афанасия Александрийского, где встретили иерея Гавриила, который любезно провёл нас в храм св. вмч. Пантелеимона V в.

     — Видели древнейший храм V века, ротонда (круглый), состоит у музея, но в праздники греки служат в нём, принося св. антиминс.

     — Храм св. Георгия Победоносца запомнился хорошей своей акустикой. Там же видели древние фрески. С храмом рядом стоит турецкий минарет. Когда-то храм был обращён в мечеть.

     — Посетили храм Спаса, небольшой, но древний – VI в., в честь Преображения.

     — Совсем недалеко отстояли здесь катакомбы св. Крестителя Иоанна, древнейшие крипты с захоронениями. Пили там святую воду.

     — Лучшим из древних храмов по сохранности нашли храм св. Софии (Троицы), когда-то кафедральный, VII-VIII вв. В абсиде алтаря – замечательная мозаика-икона «Пространнейшая небес». Во время владычества турок  греки закрасили икону, и тем она была спасена. Обо всём нам рассказал настоятель храма о. Феодор (с 1430 по 1912 гг. храм был не мечетью).

     — Следующим был храм св. Димитрия Солунского, покровителя города, — очень величественный и богатый, V в. Горел в VII веке, как и весь город. Под храмом показывали нам место кончины св. Димитрия, издающее благоухание до сих пор. Когда-то там были римские бани. В храме прикладывались к св. мощам Григория Паламы.

     — Посетили современный храм, только что построенный, но внутри не отделанный. Храм оказался полным молящимися, хотя был понедельник.

     Днём нанесли визит митрополиту Фессалоник Леониду, 65 лет, по всему видно – деятельный. С нами был весьма любезен. Устроил обед. На приёме присутствовал и другой митрополит – Верии – Павел. Познакомились с проповедником епархии архимандритом Игнатием.

     Во второй половине дня заходили в другие храмы города:

     — св. Екатерины, древняя по времени церковь;

     — храм св. Успения, где находится гроб 40 мучеников.

     — Осмотр окончили храмом свв. апостолов, VII в. Шла реставрация стен. В своё время турки сбивали лики святых кирками, а стрелами выкалывали им глаза.

     В 15.20 на лайнере службы «Олимпики» вылетели в Афины. Чуть больше часа были в воздухе. Температура +35 С. Разместились в гостинице «Антлантик». Вечером, когда зажглись тысячи огней города, мы посетили св. гору Ликавитос, на которой находится небольшой храм св. Георгия Победоносца. Высота горы около 300 метров. На фуникулёре мы поднялись на самую высокую точку столицы. Вид с горы открылся удивительно красочный. Афины как бы в движении. Вокруг храма идёт торговля водой, напитками, фруктами и шашлыками. На каждом шагу предлагали свои услуги фотографы. В 10 часов вечера были уже в своих номерах. Шум и гул транспорта неумолчно врывался в наши окна. В Афинах вечер – самый разгар рабочего дня. Днём, с 13.00 до 17.00, в связи с жарой кругом всё замирает: закрываются лавки, магазины, предприятия; окна домов запираются ставнями; все ищут прохладных мест и густой тени.

     26 августа. Вторник. В нашем номере было очень душно. Поднялись в 7.00, в 8.00 пили чай. В 10.30 на автомобиле «Мерседес» выехали в Ефгею к храму и св. мощам св. Иоанна Русского. Добрая супружеская пара из любви к русским паломникам благотворительно взяла на себя эту большую поездку. В машине мы платили грекам нашим церковным пением, что их крайне умиляло. Ехали около 3,5 часов по раскалённым от жары дорогам, по удивительно живописным местам.

     Заезжали в митрополию св. Халкиды, к владыке Николаю, но не застали его дома. Храм Иоанна Русского выглядел очень изящным. Расположен у подошвы больших гор, поросших лесом. В храме шёл ремонт. Во входе обратили внимание на зелёный мрамор с о. Тиноса (родины архиепископа Иеронима). В храме настоятель о. Иоанн предложил нам отслужить молебен св. Иоанну Русскому. Владыка служил, мы вчетвером пели. Что-то таинственное, близкое отозвалось в наших сердцах во время пения у св. мощей.

     27 августа. Проснулись около 7, в 8.00 пили уже чай. В 9.00 отправились в Советское посольство. Делились впечатлениями об Афоне. Затем коснулись церковных магазинов, что было для нас новостью. Переполнены церковной утварью. Но захватили нас греческие рясы. Купили, причём они были сшиты по нам и доставлены в номера гостиницы на следующий день. Отыскали в Афинах кафедральный собор в честь св. Благовещения. Но службы св. Успению там не было. Греки перешли на новый стиль, что вызвало у нас одно сожаление как о старших братьях по вере. Тогда архиепископом Эллады был Иероним. Храм сверхбогатый: фрески, паникадила, витражи, серебро и хрусталь.

     Вечером келейно с о. Климентом отправили службу Успению Божией Матери.

     28 августа. Успение Божией Матери. В номере Владыки Леонтия отправили обедницу и тем приобщились к празднику. В 16.00 снова съездили в Некрополь Афин, который дышит античным временем своими колоннам, капителями, мрамором из цельного камня. В 18.00 посетили Пендели – монастырь, ставропигиальный. Встретил игумен Феоктист, рассказал о монастыре, построенном в 1567 г. еп. Тимофеем, когда-то укрывавшемся в этом месте от турок. В гостиной нам подали холодную воду, вино и кофе. Затем пошли в соборный храм на вечерню. Иеромонах Климент служил. Мы пели всю службу на церковно-славянском. По окончании игумен обители о. архимандрит обратился с приветственной речью, на что Владыка ответил с благодарностью.

     В храме был столичный народ и тепло реагировал на наше посещение. Рядом с Собором нам показали скит в честь еп. Тимофея, где покоятся его свв. мощи, хранится епитрахиль. Там же посетили болящего митрополита Дионисия, 70-ти лет, видно духовный, большой церковный писатель. Сопровождал нас архимандрит Максим Псилополос, учившийся в 70-х годах в Ленинградских духовных школах.

     Св. Иоанн Русский родился, как мы узнали, в 1696 г. в Южной России, попал в плен туркам, но пламенно исповедовал свою православную веру, несмотря на все побои со стороны своего хозяина, думавшего обратить его в магометанство. Ещё при жизни святого были чудеса: часто спускался луч над его домом, слышали пение на церковно-славянском языке. Скончался он в неволе, 37 лет от роду, очень свято. В 1891 г. его канонизовали в Греции. После молитвы настоятель пригласил нас на обед, дал от своего храма хорошие сувениры. На обратном пути все чувствовали себя восторженно. Пели неумолкаемо.

     Проезжали знаменитый халкидский мост, соединяющий материк с островом Эвбея, где вода загадочно для всех течёт 12 часов в одну сторону и следующие половину суток – в другую.

     В 18.00 отправились к знаменитым местам Афин. На Акрополь взойти не сумели – был перерыв до 21 часа. Греки любят сидеть на высоте Акрополя в самые поздние часы, распивая кофе и любуясь своей столицей с высоты и полнолунием. Нам там показали место, где апостол Павел проповедовал афинянам. Внизу (метрах 150) раскинулся рынок, где бурлила городская жизнь. У меня в кармане случайно оказался Новый Завет. Когда все сели на древние камни Акрополя, Владыка благословил прочитать 18 главу Деяний святых апостолов, в которой как раз описывается приход св. Павла в Афины, когда он возмутился духом, увидев множество идолов и жертвенник «невидимому Богу». В Греции в дни памяти апостолов Петра и Павла восходят на эту гору, ставят икону святых и служат вечерню. Рассказывают, собирается тогда весь город. Уже поздно вечером мы узнаём, что наше возвращение в Москву возможно рейсом 30 августа в 6.30 утра через Будапешт, что нас чрезвычайно обрадовало. Чувство Родины, своего дома превышало все впечатления о Греции.

     29 августа. Последний день в Афинах. Поднялись в 6.00 утра, проехали в другой его монастырь Мени-Петраки, небольшой, но опрятный. При нём находится издательство архиепископии. Пели там Литургию по-славянски. Народ внимательно нас слушал. Ознакомили нас с издательским отделом «Апостолики Диакони», его кабинетами, типографией. Архимандрит Анфим — директор издательства по делам молодёжи, а общий директор – светское лицо – Евангелиос Феодор принимал нас в своём кабинете, подарил календарь и книги. В 15.00 обедали у игумена монастыря. В 16.00 на двух машинах выехали в древний Коринф, отстоящий на 80 км от Афин. На пути посетили древний монастырь XI века – Дафни, в честь Успения Божией Матери. Видели древние фрески. В новом Коринфе 30 лет как был выстроен великолепный Собор в честь апостола Павла. Строил архиепископ Дамаскин. Интерьер храма – исключительный: фрески светлые, певучие и строгие. Старый Коринф стоит в 5 км от нового. Перед нами открылся античный мир на огромной площади, окружённой рвом, где когда-то были рынки, храмы, театры. Раскопки обнаружили фундаменты, арки, колонны. Указали место синагоги, где апостол Павел вёл проповедь, начальником коей был Сосфен. Здесь мы прочитали соответствующий отрывок из книги Деяний.

     На обратном пути на берегу моря о. Максим со своими друзьями пригласил нас на чашку кофе. Вернулись в гостиницу в 21.30. Стали спешно собираться.