Великая агиасма

     Пользуясь в домашней жиз­ни святой водой, полезно знать о ней. Освяще­ние воды основывается на самом ее значении в творении, на учении Священного Писания, на событиях земной жизни Иисуса Христа. Благо­датное действие святой воды подтверждается многовековой церковной практикой.

     Вода занимает важное место в нашем бытии. Это один из элементов мироздания (Быт. 1, 2), как об этом повествуется в святой Библии. Во второй день творения сказал Господь: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» (Быт. 1, 9-10).

     Являясь жизненно необходимой в повсе­дневной жизни, вода имеет и более высокое зна­чение, ей свойственна целебная сила, о чем не­однократно говорится в Священном Писании. Со­временник пророка Елисея Нееман окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился (4 Цар. 5, 14). Об этом же гово­рится в Евангелии от Иоанна относительно ку­пальни у Овечьих ворот, где Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал во­ду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин. 5, 4). В купальне Силоам, исцелившись по слову Христа Спасителя, прозрел слепорожденный (Ин. 9, 2).

     В новозаветное время вода служит духов­ному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, во очищении от грехов. В разго­воре с Никодимом Спаситель говорит: «Истин­но, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. Это евангель­ское событие ежегодно вспоминается Церковью 6/19 января в праздник Крещения. В песнопе­ниях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, дер­жаву сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…»

     В этот праздник в православных храмах со­вершается чин освящения воды. Церковь мо­лится при этом «о еже освятитися водам… силою и действием, и наитием Святого Духа…»; «о еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову силою и действом, и наитием Святого Духа…»; «о еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную…»; «о еже явитися ей отгнанию всякого навета видимых и неви­димых враг…» В молитве, читаемой священни­ком, говорится: «Ты Иорданские струи освятил еси, с небесе ниспославый Святого Твоего Ду­ха, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев». И далее Церковь молится: «Сотвори ю (ее) нетления источник, освя­щения дар, грехов разрешение, недугов исце­ление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости ис­полненную. Да вси почерпающии и причащающиися имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядную». Освященная в этот двунадесятый праздник святая вода называется по-гречески «великая агиасма», т.е. вели­кая святыня.

     В отличие от великого освящения воды име­ется еще малое, совершаемое в обычные дни на молебнах, которое несколько короче. Вода освящается также при совершении таинства Крещения. Священник Павел Флоренский гово­рит обо всех трех освящениях: «Обратим вни­мание, что в чинопоследованиях водосвятия – великого и малого, и крещального – освящение слагается из двух различных действий: из очи­щения воды от нечистоты, греховности, скверны и темных сил и из облагодатствования ее, то есть сообщения ей духовных энергий».

     Кроме того, с именем многих русских святых связано изведение святых источников, к кото­рым с самого начала шли люди как к большой святыне. В акафисте преподобному Сергию, игумену Радонежскому († 1392; память 25 сен­тября), читаем: «Радуйся, на сусе месте поток водный тещи у Бога испросивый; радуйся, яко таяжде вода, молитвою твоею исцеляющи неду­ги, чудодействует». Описывая время преподоб­ного Сергия, замечательный русский историк В.О. Ключевский говорит: «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Ра­донежской пустыне; целые полвека приходившие к нему вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились ими с другими. Никто тогда не считал гостей пустынника и тех, кого они делали причастниками приносимой ими благодатной росы».

     Действительно, в обиходе древнерусского че­ловека святая вода занимала важное место. Это можно показать также на примере жития кано­низированного в 1988 году святителя Макария, митрополита Московского († 1563; память 30 де­кабря). В 1528 году, еще будучи Новгородским архиепископом, он посылает иеромонаха Илию в северные пределы своей епархии с пропове­дью Евангелия. При этом он повелевает унич­тожить языческие капища и кропить всё свя­той водой. В 1551 году, когда обнаружились раз­личные болезни в Свияжском гарнизоне под Казанью, а также распространились плотские грехи, он посылает туда священника с обличи­тельным посланием, призывая всех к покаянию, и повелевает всех кропить святой водой. Сво­еобразным крестным ходом можно назвать шест­вие первого Казанского архиепископа Гурия из Москвы в Казань. В наказе, данном ему царем Иоанном Грозным и митрополитом Макарием, повелевается во всех населенных пунктах по пу­ти творить водосвятные молебны и кропить всё святой водой. В 1557 году на Руси было стихий­ное бедствие: засуха поразила посевы, а насту­пившая зима сопровождалась такими сильными морозами, что люди замерзали на дорогах. До нас дошла богомольная грамота митрополита Макария в Великий Новгород к архиепископу Пимену. В ней сообщается, что в Успенском со­боре Московского Кремля был совершен осо­бый водосвятный молебен с чином омовения святых мощей. При этом возносилась молитва «о благорастворении воздухов». Эта святая во­да была послана с грамотой архиепископу Пи­мену. В грамоте говорилось, чтобы в новгород­ском Софийском соборе был также совершен соборный водосвятный молебен и в освященную воду была добавлена вода, привезенная из Моск­вы, и затем ею кропились бы все пределы Нов­городской епархии.

     Подобное осознание значимости святой воды как великой святыни и благоговейное отношение к ней было характерно в Древней Руси для каж­дого христианина. Об этом мы узнаем из книги «Домострой», написанной современником свя­тителя Макария священником московского Благовещенского собора Сильвестром. Он пи­шет: «Если Бог пошлет на кого болезнь или скорбь, врачеваться следует Божией милостью, слезами и молитвой… при этом отцов духовных и всех священников и монахов призови на моле­ние Богу, проси молебны петь и воду святить честным Животворящим Крестом».

     Эти исторические реалии весьма актуальны в наши дни, когда, с одной стороны, эти тради­ции утрачены, а с другой стороны, так интенсив­но пропагандируется магия, восхваляются эк­страсенсы, которые «заряжают» газеты, воду и так далее. Поэтому мы чаще должны прибе­гать к благодатному освящению себя через дей­ствие святой воды. Верующими людьми особен­но ценится крещенская вода. Утром, после про­чтения утренних молитв, православный человек испивает крещенской воды и съедает кусочек просфоры, чтобы затем, благословясь, начать грядущий день. В районах, где нет храмов, веру­ющие люди стремятся хотя бы таким образом, то есть через святую воду, прикоснуться к свя­тыне, не имея возможности принять святое При­частие. Необходимо также чаще кропить себя святой водой при различных рационально труд­но объяснимых греховных влечениях, неожи­данных головных болях, непонятных стрессовых состояниях, бессоннице, раздражительности и так далее. Необходимо чаще кропить святой водой и свое жилище. Святая вода освящается священником в храме Крестом и молитвою. Она имеет благодать прогнания действия бесовской силы в самых различных формах ее проявления. Это хорошо знали наши предки, к духовному опыту которых нам необходимо прислушиваться и постепенно возвращаться.

     По материалам сайта stsl.ru (Свято-Троицкая Сергиева Лавра)