Святитель Феофан Затворник

 

Святитель Феофан (Говоров) епископ Тамбовский и Шацкий, Затворник Вышенский (1815–1894)

Дни памяти: 10(23) января, 16(29) июня (перенесение мощей).

    Две путеводные звезды светили владыке Феофану на всём его жизненном пути, две родные сестры: Вера и Верность. Они соделали его одним из великих столпов Церкви, защитником и певцом православной веры, всеми своими силами, талантом, любовью к Богу и людям утверждавшим ее, приводившим к ней ищущих, укреплявшим колеблющихся и сомневающихся, утешавшим скорбящих. Труды свои он посвящал также борьбе с сектантством, преодолению расколов. Он проповедовал утверждение традиционных духовно-нравственных основ жизни, христианское воспитание детей, укрепление семьи как главной опоры общества и государства. Он наставлял нести дух Православия во всякое дело и служение, к которому призывается человек, сравнивая службу Отечеству со служением Богу. Как актуально звучит эта проповедь и в наше время.

     Святитель Феофан Затворник Вышенский, в миру Говоров Георгий Васильевич, родился в семье православного священника, в селе Чернавка Орловской губернии, 10 января 1815 года.

     Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, служил во Владимирской церкви, располагавшейся в том же селе. Мать, Татьяна Ивановна, глубоко верующая женщина, происходила из священнической семьи. Первоначальное образование Георгий получил от родителей. Они же привили ему любовь к Богу. Отец часто брал сына в храм, и тот с радостью участвовал в богослужении, прислуживал в алтаре.

     В 1823 году Георгия определили в Ливенское духовное училище. Через шесть лет он с успехом окончил его, а затем поступил в Орловскую духовною семинарию. Шел 1829 год. В семинарии Георгий был на хорошем счету. Рассказывают, что знания настолько привлекали его, что, несмотря на успехи в учёбе, он сам выразил желание повторно пройти обучение в философском классе. По окончании семинарии Георгий, с благословения епископа Орловского Никодима, продолжил повышать свой образовательный уровень в Киевской духовной академии. Как лучший воспитанник семинарии, он был отправлен туда за казённый счёт.

     В октябре 1840 года Георгий подал прошение руководству о пострижении в монашество. В феврале 1841 года ректор академии, преосвященный Иеремия, совершил постриг. Тогда же Георгий получил новое имя, Феофан, в честь святого Феофана Исповедника.

     В апреле 1841 года инок Феофан был посвящен в иеродиакона, в июле – в иеромонаха. В том же году он закончил духовную академию, защитив диссертацию и получив степень магистра, и был назначен на должность ректора Киево-Софийского духовного училища. Помимо работы ректором он преподавал латинский язык. Кроме того в этот период он занимался углубленным изучением творчества святых отцов Церкви.

     В 1842 году он получил новое назначение – в Новгородскую духовную семинарию, где исполнял обязанности инспектора, преподавал психологию и логику. Главной мыслью его как преподавателя семинарии, и об этом он постоянно напоминал своим воспитанникам, являлась та, что на первое место в их жизни должно поставляться богоугождение, а не сухая научность.

     В 1844 году отец Феофан, по благословению церковного начальства, занял должность преподавателя по кафедре Нравственного и пастырского богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. А в 1845 году он стал помощником инспектора академии.

     В 1846 году иеромонах Феофан вошел в состав членов формируемой тогда Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В октябре 1847 года Миссия выдвинулась на территорию Палестины, а в феврале прибыла в Иерусалим. За время пребывания в Палестине отец Феофан отточил знание греческого и французского языка, основательно изучил вероисповедания ряда инославных конфессий: католичества, лютерантсва, армяно-григорианства и прочих. Здесь он имел широкие возможности знакомиться со святоотеческими произведениями, в том числе с ценными рукописями, читая их на языке оригинала. Другим делом, которым занимался Феофан, было изобразительное искусство. Он писал иконы, делал рисунки храмов, святых мест. Так, например, Феофан нарисовал красками святую Голгофу в немалом размере с замечательной точностью и выдержкой подробностей сего святого места.

     По ходатайству архимандрита Порфирия В.П. Титов представил отношение в МИД от 16 января 1850 г. о награждении иеромонаха Феофана золотым крестом.  «Иеромонах Феофан, – писал он, – по свидетельству всех, оказывает в занятиях своих самое похвальное рвение». Вопрос этот рассматривался в течении полутора лет, и лишь 5 мая 1851 г. по Высочайшей воле иеромонах Феофан был награжден золотым наперсным крестом, каким награждаются миссионеры.

     Деятельность Русской Миссии в Иерусалиме была весьма плодотворной. Однако с началом Крымской войны, в 1853 году, её отозвали, и её участники были вынуждены возвратиться на Родину.

     По возвращении в Россию, в апреле 1855 года отца Феофана возвели в сан архимандрита. После этого он приступил к деятельности в Санкт-Петербургской духовной академии, на кафедре канонического права. А через несколько месяцев, в соответствии с новым назначением, архимандрит Феофан занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии. Исполняя обязанности ректора, он, помимо участия в образовательном процессе, занимался обустройством семинарии, в том числе организацией строительных работ.

     В 1856 году архимандрит Феофан был отправлен церковным руководством в Константинополь на место настоятеля Русской посольской церкви. Во время своего пребывания в Константинополе архимандрит Феофан заботился о русских, которые здесь жили. Так, он предлагал русскому правительству устроить в Константинополе госпиталь для русских матросов и паломников. Просил он также устроить и «братство с церковью». Отец Феофан со всеми жил в мире: и с греками, и с болгарами, и с членами посольства — посланником Бутеновым и секретарем Новиковым, — и со всеми сослуживцами. За миролюбие и приветливость полюбили архимандрита Феофана и светские лица, жившие тогда в Константинополе, с которыми приходилось ему беседовать о предметах веры.

     В июне 1857 года он, приобретший к тому времени известность и уважение своей образованностью и аскетическим устроением духа, был вызван в Санкт-Петербург, и получил предложение занять место ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Предложение было принято, но Промыслом Божьим он занимал эту должность недолго. В тот период отец Феофан участвовал в деятельности академического журнала «Христианское чтение».

     В июне 1859 года архимандрит Феофан был рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого. За время его управления Тамбовской епархией было открыто множество школ и училищ, в том числе женское епархиальное. Кроме того при нём стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости». Он исполнял обязанности епархиального архиерея ревностно и ответственно, однако всё больше и больше думал об уединенной молитве и богосозерцании.

 

Феофан епископ Владимирский и Суздальский

с 22 июля 1863 г. по 17 июня 1866 г.

     В конце августа 1863 года преосвященный Феофан прибыл во Владимир. В исторической Владимирской епархии в то время действовало 1152 церкви, 270 духовных училищ, 20 мужских и 8 женских монастырей. Феофан сочувственно относился и помогал Преосвященному Иакову и деньгами и книгами в деле организации епархиальной библиотеки. В январе 1865 года при епископе Феофане, начался выпуск газеты «Владимирские епархиальные ведомости» первым редактором которой был Надеждин Ксенофонт Федорович. 

     За трехлетний период пребывания на Владимирской кафедре он произнес 138 проповедей — гораздо больше, нежели в Тамбовской епархии. По свидетельству современников, его проповеди производили сильное впечатление и привлекали массу народа. Чтобы упорядочить и усилить проповедническую деятельность приходских священников, епископ Феофан издал «Инструкцию для проповедания слова Божия», которая и была напечатана во «Владимирских епархиальных ведомостях» за 1865 год. При преосвященном Феофане значительно возросло строительство, ремонт и благоукрашение храмов епархии. Предметом же самых усердных забот святителя стали церковно-приходские школы и духовные учебные заведения епархии.

                                  Женское епархиальное училище

          Попечением епископа Феофана 11 февраля 1865 года прошло открытие женского епархиального училища и освящение домовой церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 

     20 мая 1866 года состоялось торжественное освящение собора Боголюбской иконы Божией Матери в Боголюбове, которое совершил святитель Феофан.

     Во Владимирской губернии было велико влияние раскольников, и епархия весьма нуждалась в православном миссионерстве. Апостольские труды по распространению православной веры среди раскольников стали одним из важнейших подвигов святителя. Он предпринимал путешествия в раскольнические центры епархии, где произносил вдохновенные проповеди. В 1864–65 годах в слободе Мстере Вязниковского уезда Владимирской губернии по благословению святителя Феофана было создано Богоявленское церковное православное братство с целью защиты православной веры и духовного просвещения населения.

     Но не проходит и трех лет, как он подает в Священный Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Успенской Вышенской пустыни Тамбовской епархии (ныне в Рязанской области). А ведь Феофану тогда исполнился всего лишь 51 год. Для епископа — не возраст. Его прошением были удивлены и первоначально недовольны митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) и митрополит Московский Филарет (Дроздов). Да что там Владимирская кафедра! Феофан вообще потерял интерес к ступеням церковной иерархии. В своём письме митрополиту Исидору от 30 мая 1866 года, разъясняя свои мотивы и побуждения, писал: «…Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не дилетантства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». В одном из писем у него есть такая мысль: «Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым, и Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на Патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили бы на него. Вышу можно променять только на Царство Небесное». Сходный поступок верующие припомнили только у святителя Тихона Задонского, который за 100 лет до Феофана покинул Воронежскую кафедру ради безмолвной жизни.

     17 июля 1866 года епископ Феофан был освобожден от управления Владимирской епархией с назначением настоятелем Вышенской пустыни, а на Владимирскую кафедру перемещен архиепископ Волынский Антоний (Павлинский). Прощаясь с Владимирской паствой, он оставил ей свое «Завещание»: «Не попеняйте на меня, Господа ради, что оставляю вас. Отхожу не ради того, что вынужден был оставить вас. Ваша доброта не допустила бы меня переменить вас на другую паству. Но, как ведомый, введусь на свободное от забот пребывание, ища и чая лучшего, — как это сродни нашему естеству. Спасайтесь, и спаситесь о Господе! Лучшего пожелать вам не умею. Все будет, когда спасены будете. Путь спасения вам ведом, ведомо и все спасительное устроение Божие! Напомнить о сем вам понуждаюсь того ради, что ныне много лживых учений ходит между нами, учений растлительных, подрывающих основы веры, расстроивающих семейное счастие и разрушающих благосостояние государства. Поберегитесь, ради Господа, от сих учений. Есть камень, коим испытывают золото. Испытательным камнем да будет для Вас святое учение, издревле проповедуемое в Церкви. Все несогласное с сим учением отвергайте, как зло, каким титлом благовидным оно ни прикрывалось… Вы только это соблюдите, а все прочее уже само собою приложится вам. За чистотою веры последует осенение благодати. Благодать с верою созиждут святыми и непорочными сердца ваши. Чистые же сердцем Бога начинают зреть еще здесь, — узрят Его несомненно там, и будут вечно зреть и блаженствовать в сем зрении. — Это небольшое напоминание прошу принять как последнее завещание… И еще прошу, не забывайте меня в молитвах ваших».

                          Келья затворника

     Тогда его назначили настоятелем в приглянувшуюся ему Вышенскую пустынь. Однако и должность настоятеля не вполне соответствовала стремлению его просветленного сердца. Как следствие, некоторое время спустя он подал прошение об освобождении от обязанностей настоятеля. И эта просьба была удовлетворена.

     Начался самый главный период в жизни святителя Феофана — период его затвора, который продолжался почти 28 лет. До 1872 года епископ Феофан еще принимал посетителей. В 1872 году святитель фактически начал вести жизнь затворника. Он затворился в отдельном помещении. Круг его посетителей ограничился чрезвычайно малым количеством людей. В своих кельях он устроил маленькую домовую церковь, сам служил в ней Божественную Литургию: первое время – по воскресным и праздничным дням, а в последние годы своей земной жизни – ежедневно.

     Помимо молитвы, существенную часть своего распорядка он посвящал чтению, разбору переписки и составлению ответных посланий, богословским трудам. Вместе с тем, руководствуясь аскетическими наставлениями, много внимания он уделял физическому труду: занимался иконописью, резьбой по дереву, шитьем одежды для себя.

     Феофан в одном из писем более чем за 50 лет вперед предсказал революцию в России. Для борьбы с революцией предлагал жёсткие меры: цензуру прессы, смертную казнь за революционную деятельность.

     В 1876 году Феофан издал перевод на русский язык первого тома «Добротолюбия» (труд Никодима Святогорца). Он получил за него степень доктора. С 1890 года состоял почётным членом в Свято-Князь-Владимирском братстве.

     В последние годы страдал ревматизмом, невралгией, сердечной аритмией и головокружением, а также прогрессирующей катарактой, вследствие чего в 1888 году ослеп на  правый глаз.         

     Скончался 6 января 1894 года около 4 часов дня, в праздник Крещения Господня. При его кончине никто не присутствовал. Отпевание почившего совершил 11 января епископ Тамбовский Иероним (Экземплярский) при большом стечении духовенства и народа.

     Погребён в Казанском соборе Вышенской пустыни, во Владимирском приделе.

     Мощи святителя Феофана были обретены в 1973 г. на территории Шацкой психбольницы, расположенной в зданиях Вышенского монастыря, протоиереем Георгием Глазуновым. В 1988 году состоялась канонизация Феофана Затворника, которая привлекла внимание общественности к заброшенной Вышенской обители.

     29 июня 2002 года при участии Патриарха Алексия Второго состоялось торжественное перенесение мощей свт. Феофана в Вышенскую обитель.

     9 апреля 1998 года Священный Синод РПЦ, по ходатайству архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) и по докладу епископа Верейского Евгения (Решетникова), постановил преобразовать Владимирское духовное училище во Владимирскую Свято-Феофановскую духовную семинарию.

Труды Феофана Затворника

     Святитель Феофан Затворник оставил после себя множество выдающихся работ. В качестве пособия по нравственному богословию хорошо известен его труд: «Начертание христианского нравоучения». Вместе с тем, этот ряд включает немало других сочинений, таких, например, как «Внутренняя жизнь», «Избранные поучения», «Как начинается в нас христианская жизнь?», «Как надобно молиться».

     В качестве толкований к Священному Писанию Нового Завета им были составлены такие произведения как «Толкование на первое послание к Коринфянам», «Толкование на второе послание к Коринфянам», «Толкование на первое послание к Тимофею», «Толкование на второе послание к Тимофею», «Толкование на первое послание к Фессалоникийцам», «Толкование на второе послание к Фессалоникийцам», «Толкование на послание к Галатам», «Толкование на послание к Евреям» и др.

     Из сочинений догматической направленности можно выделить: «Два слова о святом Таинстве Крещения», «Душа и ангел», «Воплощенное домостроительство», «Опыт христианской психологии».

     Среди писем обращают на себя внимание: «Письма о духовной жизни», «Письма о разных предметах веры и жизни», «Письма о христианской жизни», «Поучения», «Собрание писем».

     Кроме того, святитель Феофан собрал, перевел на русский язык и соединил в общий свод множество памятников святоотеческой литературы, получивших название «Добротолюбие».

 

Тропарь святителю Феофану Затворнику, глас 8

     Пpавославия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышенский подвижниче, святителю Феофане, Богомудpе,/ писаньми твоими слово Божие изъяснил еси/ и всем веpным путь ко спасению указал еси.// Моли Хpиста Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Феофану Затворнику, глас 4

     Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ учении твоими многия люди просветил еси,/ со ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас.

Молитва святителю Феофану Затворнику

О, святителю отче Феофане, архиереею преславный и предивный затворниче, Божий избраниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати хадатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым – истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся – смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем – боговедение и мудрость, учащимся – ревность и помощь Божию; и всем православным – утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.