Проповедь о значении богопознания для человека. Архимандрит Георгий (Тертышников)

     Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

     «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого истинного Бога» (Ин. 17, 3).

     Братия и сестры! Все люди стремятся к разного рода знаниям. Однако величайшим благом и неоценимым приобретением для христианина является познание Бога и живое общение с Ним.

     Стремление к богопознанию должно составлять цель и смысл жизни человека на земле. «Для чего создан человек?» – вопрошает прп. Антоний Великий и отвечает: «Для того, чтобы, познавая творения Божии, он зрел Самого Бога и прославлял своего Создателя».

     Последователь Христа, стремящийся к спасению, должен познавать Бога по мере своих сил и способностей. Это – его первый и священный долг.

     Но человек должен всегда помнить, что существо Божие всесовершенно, неисчерпаемо, что оно для нас – неисследимая глубина и неведомая тайна.

     «Что есть Бог в существе Своем, – говорится в ʺПравославном исповеданииʺ, – того не может знать ни одна тварь, не только видимая, но и невидимая, т. е. ни самые ангелы: поелику совершенно нет никакого сравнения между Творцом и тварью».

     Полнота истины находится в Боге, Который является источником всякого ведения и мудрости. Все, что полезно и необходимо нам знать о Боге и что мы можем вместить, Он открыл нам в делах Своего творения и Промышления, через пророков и Единородного Своего Сына.

     Дух Божий вводил умы апостолов и пророков в сокровищницу Премудрости Божией. Они черпали оттуда богооткровенную истину и возвещали эту истину для своих современников и грядущих поколений. Таким источником истины для нас является Священное Писание.

     Бог создал разум человека способным познавать истину и созерцать тайны Божества и мира вещественного. Но разум наш является только зрительной силой нашего духовного существа, которую необходимо совершенствовать, «управлять действительным зрением», вступая в общение с Богом и миром духовным. По мере преуспеяния христианина в духовной жизни знания, приобретенные умом, начинают переходить в живые убеждения. Но в богопознании участвует не только разум человека. Наиболее активной силой у него в деле усвоения христианского ведения является сердце как центр духовной природы человека.

     Жизнь и труды подвижников благочестия свидетельствуют: сердце в познании Бога то же, что глаз в деле познания предметов видимых. Глаз, поврежденный и засоренный, неспособен видеть предметы в самом лучшем их освещении. Неспособно к познанию Бога и сердце, омраченное грехом и порочными страстями. Что яд для телесного организма человека, то грех и страсти для духовной природы его. «Истина Божия чиста, – учат святые отцы. – Она не войдет в злохудожную душу; и когда входит, требует извержения всякой греховной нечистоты». Для истинного богопознания требуется очищение, искоренение из сердца страстей и привычек греховных и преуспеяние в добродетели. А для достижения этой цели необходима борьба и подвиг духовный, которые составляют внутренний крест человека, стремящегося ко спасению.

     Познание воли Божией первоначально усваивается как теория, Бог в то время держится в уме как идея. В настоящее же боговедение вводит только опыт духовной жизни.

     Как обычный человек не может сомневаться в бытии воздуха, так духовный человек не может усомниться в бытии Бога. «Наилучший путь уверенности в бытии Божием, – говорит профессор Московской духовной академии прот. Феодор Голубинский, – можно выразить в следующих немногих словах: живи так, как бы ты жил пред очами Божиими, и ты не усомнишься, что есть Бог; сделай себя образом Божества, и ты будешь видеть в образе Первообраз».

     Для усвоения богооткровенной истины недостаточно одних естественных способностей человека, а необходима Божественная помощь. Господь является источником духовной мудрости, которая сообщается людям Духом Святым, а богооткровенные истины перстом Божиим пишутся в сердце человека. Сердце, преданное Господу и очищенное для Духа Божия, становится хартией, на которой Он пишет тайны боговедения.

     Просвещенные Божественным учением последователи Христа призваны и сами быть «светом мира» (Мф. 5, 14). Как взошедшее солнце освещает все на земле и всю атмосферу делает светлою, так и ведение Божественного Откровения освещает всю область ума человека и все сущее делает ясным. Такой человек приобретает «ум Христов» (2 Кор. 2, 16). Облекаясь в Божественный свет, он и в себе светит, и всех вокруг просвещает.

     Братия и сестры! В ненасытимом созерцании Бога и в непрестанном горении любовью к Нему заключается высшее и самое существенное благо и наслаждение небожителей. Постараемся же и мы во время земной жизни приобрести бесценное духовное сокровище – богопознание, которое в отношении к жизни вечной есть корень бессмертия души и основание его бесконечного блаженства. Аминь.

     Архим. Георгий (Тертышников)

     По материалам сайта stsl.ru (Свято-Троицкая Сергиева Лавра)