Преподобный Симеон Новый Богослов

     Пре­по­доб­ный Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов ро­дил­ся в 946 го­ду в го­ро­де Га­ла­те (Па­фла­го­ния) и по­лу­чил в Кон­стан­ти­но­по­ле ос­но­ва­тель­ное свет­ское об­ра­зо­ва­ние. Отец го­то­вил его к при­двор­ной ка­рье­ре, и неко­то­рое вре­мя юно­ша за­ни­мал вы­со­кое по­ло­же­ние при им­пе­ра­тор­ском дво­ре. Но до­стиг­нув 25 лет, он по­чув­ство­вал вле­че­ние к ино­че­ской жиз­ни, бе­жал из до­ма и уда­лил­ся в Сту­дий­ский мо­на­стырь, где про­хо­дил по­слу­ша­ние под ру­ко­вод­ством зна­ме­ни­то­го в то вре­мя стар­ца Си­мео­на Бла­го­го­вей­но­го. Ос­нов­ным по­дви­гом пре­по­доб­но­го ста­ла непре­стан­ная Иису­со­ва мо­лит­ва в ее крат­ком ви­де: «Гос­по­ди, по­ми­луй!» Для боль­шей мо­лит­вен­ной со­сре­до­то­чен­но­сти он по­сто­ян­но ис­кал уеди­не­ния, да­же на ли­тур­гии сто­ял от­дель­но от бра­тии, ча­сто оста­вал­ся один на ночь в церк­ви; чтобы на­вык­нуть в па­мя­то­ва­нии о смер­ти, про­во­дил но­чи на клад­би­ще. Пло­дом его усер­дия бы­ли осо­бые со­сто­я­ния вос­хи­ще­ния: в эти ча­сы Дух Свя­той в ви­де све­тя­ще­го­ся об­ла­ка нис­хо­дил на него и за­кры­вал от его глаз все окру­жа­ю­щее. Со вре­ме­нем он до­стиг по­сто­ян­ной вы­со­кой ду­хов­ной про­свет­лен­но­сти, что осо­бен­но об­на­ру­жи­ва­лось, ко­гда он слу­жил Ли­тур­гию.

     При­мер­но в 980 го­ду пре­по­доб­ный Си­ме­он был по­став­лен игу­ме­ном мо­на­сты­ря свя­то­го Ма­ман­та и про­был в этом сане 25 лет. Он при­вел в по­ря­док за­пу­щен­ное хо­зяй­ство оби­те­ли и бла­го­устро­ил в ней храм.

     Доб­ро­та со­че­та­лась у пре­по­доб­но­го Си­мео­на со стро­го­стью и неуклон­ным со­блю­де­ни­ем Еван­гель­ских за­по­ве­дей. Так, на­при­мер, ко­гда его лю­би­мый уче­ник Ар­се­ний пе­ре­бил во­рон, ко­то­рые по­кле­ва­ли раз­мо­чен­ный хлеб, игу­мен за­ста­вил его на­ни­зать мерт­вых птиц на ве­рев­ку, на­деть это «оже­ре­лье» на шею и сто­ять на дво­ре. В мо­на­сты­ре свя­то­го Ма­ман­та за­ма­ли­вал грех некий епи­скоп из Ри­ма, неча­ян­но убив­ший юно­го пле­мян­ни­ка, и пре­по­доб­ный Си­ме­он неиз­мен­но вы­ка­зы­вал к нему доб­ро­ту и вни­ма­ние.

     Стро­гая мо­на­ше­ская дис­ци­пли­на, ко­то­рую все вре­мя на­саж­дал пре­по­доб­ный, при­ве­ла к силь­но­му недо­воль­ству сре­ди мо­на­стыр­ской бра­тии. Од­на­жды по­сле ли­тур­гии осо­бен­но раз­дра­жен­ные из бра­тьев на­бро­си­лись на него и ед­ва не уби­ли. Ко­гда же Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх из­гнал их из мо­на­сты­ря и хо­тел пре­дать го­род­ским вла­стям, Пре­по­доб­ный вы­мо­лил для них про­ще­ние и по­мо­гал им в жиз­ни в ми­ру.

     Око­ло 1005 го­да пре­по­доб­ный Си­ме­он пе­ре­дал игу­мен­ство Ар­се­нию, а сам по­се­лил­ся при мо­на­сты­ре на по­кое. Там он со­здал свои бо­го­слов­ские тру­ды, от­рыв­ки из ко­то­рых во­шли в 5-й том «Доб­ро­то­лю­бия». Глав­ная те­ма его тво­ре­ния – со­кро­вен­ное де­ла­ние во Хри­сте. Пре­по­доб­ный Си­ме­он учит внут­рен­ней бра­ни, спо­со­бам ду­хов­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния, борь­бе про­тив стра­стей и гре­хов­ных по­мыс­лов. Он на­пи­сал по­уче­ния для мо­на­хов, «Де­я­тель­ные Бо­го­слов­ские гла­вы», «Сло­во о трех об­ра­зах мо­лит­вы», «Сло­во о ве­ре». Кро­ме то­го, пре­по­доб­ный Си­ме­он был вы­да­ю­щим­ся цер­ков­ным по­этом. Ему при­над­ле­жат «Гим­ны Бо­же­ствен­ной люб­ви» – око­ло 70 по­эм, пол­ных глу­бо­ких мо­лит­вен­ных раз­мыш­ле­ний.

     Уче­ние пре­по­доб­но­го Си­мео­на о но­вом че­ло­ве­ке, об «обо­же­нии пло­ти», ко­то­рым он хо­тел за­ме­нить уче­ние об «умерщ­вле­нии пло­ти» (за что его и на­зва­ли Но­вым Бо­го­сло­вом), при­ни­ма­лось совре­мен­ни­ка­ми с тру­дом. Мно­гие его по­уче­ния зву­ча­ли для них непо­нят­но и чуж­до. Это при­ве­ло к кон­флик­ту с выс­шим кон­стан­ти­но­поль­ским ду­хо­вен­ством, и пре­по­доб­ный Си­ме­он под­верг­ся из­гна­нию. Он уда­лил­ся на бе­рег Бос­фо­ра и ос­но­вал там оби­тель свя­той Ма­ри­ны.

     Свя­той мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 1021 го­ду. Еще при жиз­ни по­лу­чил он дар чу­до­тво­ре­ния. Мно­го­чис­лен­ные чу­де­са бы­ли яв­ле­ны и по­сле его смер­ти; од­но из них – чу­дес­ное об­ре­те­ние его об­ра­за. Жи­тие его на­пи­са­но ке­лей­ни­ком и уче­ни­ком, пре­по­доб­ным Ни­ки­той Сти­фа­том.

Преподобный поэт о прозе жизни

     Тысячу лет назад в Византии жил святой Симеон Новый Богослов – монах и поэт. После него остались прекрасные гимны о православной аскезе и мистике.

     Редко встречаются в нашей духовной традиции описания мистического опыта. Подвижники писали в основном к людям малоопытным, для которых нужно было объяснить основополагающие истины о покаянии и борьбе со страстями. О высоком опыте рассуждать в таком случае было неуместно. Да и редко кто из Божиих избранников открывал свой мистический опыт. Причина была особая: подвижники опасались незаметного приражения тщеславного помысла.

     И все-таки наша традиция свидетельствует о подлинном мистическом опыте – в том числе устами преподобного Симеона. Не зря мы величаем его Богословом. Это указание не на полученное образование и «профессиональную принадлежность», а на опыт высокой жизни в Боге, знание таинственных истин о духовной жизни, о богопознании. И о мистике он писал. Почему? Может, потому что он был поэтом. Ведь поэты пишут о своих переживаниях откровеннее, чем непоэты.

     По милости Божией эта откровенность не принесла духовного ущерба преподобному поэту. Видимо, он превосходно знал свои немощи и силу Христову. Видимо, смиренномудрие защищало его от тщеславных помыслов. Как это хорошо – не «витать в облаках», найти свое место в жизни, ежедневно трудиться над собой и не мечтать о будущем величии.

     У преподобного Симеона в гимнах есть рассуждения о высоком, есть и о вещах обыденных. Эти рассуждения ставят обыденное в духовную перспективу, побуждают задуматься о том, кто я есть, нашел ли я свое место.

     Позволю себе привести пространную цитату из святого Симеона: «Нельзя жать нивы лопатою, ни плотничать серпом, ни строить ножом, ни копать пилою… но каждым [орудием] приспособительно нужно пользоваться для каждого [дела]… и Бог сотворил нас, [чтобы] каждый верный совершал в жизни свои дела: одних он поставил учить, других учиться… иным [дал] пророчествовать… других показал предстоятелями, – [все] это духовные дарования. Но назовем и иные дарования Творца… одного Он сотворил крепким по телу… иного с лучшим голосом, чем другие. И вообще каждому из людей Он даровал по достоинству [свой] дар и преимущество… Поэтому каждый пригоден не к тому ремеслу, какого сам он желает, но для какого он создан».

     Слова подвижника о трудах человеческих читаются как толкование евангельской притчи о талантах. Господь каждому из нас дает талант, дарование. Непросто бывает понять, к чему у меня талант. Как часто родители направляют детей по своим стопам без учета, что у ребенка способности к другой области. Как часто мы выбираем себе профессию, исходя из ее престижности. И вот в тридцать лет на работу идти не хочется, начинаются мучительные поиски себя, своей дороги. Слава Богу, если человек поймет, в чем же его талант, займется своим делом, которое у него получается на славу. Увидит, что от его трудов ощутима реальная польза, возблагодарит Создателя.

     Приведенную цитату из святого Симеона надо бы продолжить, но теперь слова преподобного я перескажу близко к тексту. «Как можно помыслить что-либо, или действовать без Божественной силы?» – спрашивает он.

     Бог дал мне ум, какой счел нужным, дает и мыслить о полезном, дает силу действовать по Его воле. Если я сотворю Его волю, то Он даст больше дарований, больше талантов. Если я пренебрегу тем немногим, что имею, то лишусь и того, что вверено мне от Бога.

     Это позволяет нам говорить о человеческом труде в свете Промысла Божия.

     Как замечательно преподобный Симеон разъясняет нам Священное Писание, волю Творца. И слово Христа, в мудрой простоте истолкованное Новым Богословом, преображает скучную прозу нашей жизни, одухотворяет наши повседневные труды.

      Диакон Павел Сержантов

     25 марта 2013 г.

Тропарь преподобного Симеона, Нового Богослова
 

Божественное озарение, Симеоне отче,/ восприяв в души твоей,/ светило в мире показался еси светлейшее,/ разгоняя того мракобесие/ и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа,/ Егоже прилежно моли/ даровати нам велию милость.

Кондак преподобного Симеона, Нового Богослова
 

Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре,/ Богослов явился еси Пребожественныя Троицы./ Свыше премудростию словес обогатився,/ источил еси Богомудрия Божественный струй,/ от нихже пиюще, вопием:/ радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.

Молитва преподобному Симеону, Новому Богослову

     О, богоносный и христоносный и духоносный отче Симеоне, Новый Богослове, преподобных похвало, иереев славо, богословов услаждение, молитвы умныя учителю, Бога прославльший и от Бога прославленный в житии твоем, паче же по смерти, земный ангеле и небесный человече, радосте духовная и душевное веселие нам, смиренным твоим рабом и недостойным твоим сыном, со благоговением и любовию празднующим священную и светоносную память твою! Приими песнь сию, юже приносим ти яко дар ничтожный и малейший, за великия благодатныя дары, ихже вси насладихомся, приемше я от тебе, из книги священных словес твоих, и не отвержи сию, яко твоего великолепия недостойну: отнюд бо немощни есмы, еже достойно восхвалити тя, толикаго богослова велия. И в житии сем сохраняй нас молитвами твоими от всякаго вреда душевнаго и телеснаго, видимых же и невидимых враг, моля непрестанно Иже в Троице Бога, да сподобит и нас, смиренных, таинственно ощутити посреде сердца нашего умная действа божественныя благодати Святаго Духа, юже погубихом, увы! нерадением нашим и страстьми; в будущем же веце избави ны твоими сильными ходатайствы от страшнаго осуждения и муки вечныя, и сподоби нас вечнаго блаженства во Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     По материалам сайтов Православие.ру и azbyka.ru