Мысли святых Отцов

Некоторые мысли святых Отцов о духовной жизни.

Не люби этой жизни, которая вводит в заблуждение, играет нами и обманывает нас, над многими издевается, и многих ослепила.

/преп. Ефрем Сирин. Т.3/

Многими обителями у Отца, Спаситель называет меры разумения водворяемых в оной стране, разумею же те различия и разности, с какими наслаждаются там сообразно со своим разумением. Ибо Господь наименовал многие обители не по разности мест, но по степени дарования.

/преп. Ефрем Сирин. Т.3/

Всякий по данной ему благодати, в своей мере веселится внутренно, а по внешности у всех одно созерцание и одна радость.

/преп. Ефрем Сирин. Т.3/

Не лишай себя Святой Литургии, трудясь в поварне для ненасытного чрева, ибо не знаешь, сподобишься ли видеть другую Литургию. Но предоставь труд сей тем, которым бог – чрево и слава.

/преп. Ефрем Сирин. Т.3/

По сему не возжигай снова, что однажды угасил, не впадай в тину, которую так хорошо смыл с себя.

/преп. Ефрем Сирин. Т.3/

Когда не будешь иметь ни на кого вражды, когда солнце не зайдет во гневе твоем, со всеми у тебя будет мир и любовь; тогда и молитва твоя благоприятна, приношение твое благоугодно, и дом благословен, и сам ты блажен.

/преп. Ефрем Сирин. Т.3/

Итак братья мои возлюбленные ничего, наконец, не будем предпочитать приобретению любви, ни о чем не станем стараться столько, как о сем.

/преп. Ефрем Сирин. Т.3/

Многое вещай Богу, и не многое людям; и хотя к делу простираешь руку, уста да поют, а ум да молится.

/преп. Ефрем Сирин. Т.3/

Молитва есть предохранительное средство для целомудрия, обучение сердца, укрощение кичливости, очищение от памятозлобия, истребление ненависти, исправление нечестия. Молитва – крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству, знак победы во время брани, прочность мира. Молитва – печать девства, верность брака, окружение путников, страж почивающих, благонадежность бодрствующих, плодоносие земледельцам, спасение плавающих. Молитва – заступница судимых, отрада заключенных, утешение скорбящих, веселие радующимся, ободрение плачущим, праздник во дни рождения, венец супругам, погребение умершим. Молитва – беседа с Богом, равночестие с Ангелами, преспеяние в добром, отвращение от худого, исправление согрешающим.

/преп. Ефрем Сирин. Т.3/

Возлюби молчание во время худой беседы; житейские беседы разлучают ум с Богом.

/преп. Ефрем Сирин. Т.3/

Ангелы в каждой церкви записывают постящихся.

/преп. Ефрем Сирин. Т.3/

От смирения исчезают все страсти, а с ними прогоняется и полчище демонов. Все же прочие добродетели вокруг этой царицы добродетелей являются как бы стражами, подругами и служанками, сопровождающими госпожу.

/Симеон Новый Богослов. Т.3/

В любви совершенно нет страха, однако без страха этот плод не может родиться в душе.

/Симеон Новый Богослов. Т.3/

Любовь есть огонь и свет.

/Симеон Новый Богослов. Т.3/

Потечем же, верные, ревностно на труд, поспешим, нерадивые, пробудимся, ленивые, чтобы, обладая любовью, нам еще в большей степени сделаться ея причастниками.

/Симеон Новый Богослов. Т.3/

Так и добродетели без любви тщетны и бесполезны; так обнажен от Божественной Славы и тот, кто не имеет любви.

/Симеон Новый Богослов. Т.3/

Так говорит Владыка. Итак, если от здешних вещей ты познаешь Меня таковым и таким образом, то и там также будешь иметь Меня, и Я неизреченным образом сделаюсь для тебя всем. Если же отойдешь от сюда, не ведая действия Моей благодати, то и там найдешь во Мне только безжалостного Судию.

/Симеон Новый Богослов. Т.3/

Ибо созерцание Лица Твоего есть радость.

/Симеон Новый Богослов. Т.3/

И каким был тогда Адам до грехопадения, такими делаются и все сознательно крестившиеся, кроме тех, которые по не чувствию не приняли умного чувства, производимого действием нисходящего Духа.

/Симеон Новый Богослов. Т.3/

Ибо не имеющий собственной воли совершенно умирает и обретается в Моей воли, потому что он живет во Мне.

/Симеон Новый Богослов. Т.3/

Но только через веру и соблюдение Моих заповедей, через крещение и божественное причастие страшных Таин Моих Я всем даю жизнь. Говоря жизнь, Я разумею Божественного Духа Моего.

/Симеон Новый Богослов. Т.3/

Но познаешь Ты, Боже мой, не всех, кого видишь, но, любя, познаешь только тех, которые Тебя любят и исключительно им (одним) Самого Себя являешь.

/Симеон Новый Богослов. Т.3/

То, что я вижу, есть Солнце, Которое не выразимо приятно для чувства; Оно влечет душу к неизреченной Божественной любви. Душа же, видя Его, воспламеняется и горит любовью, желая всецело иметь внутри себя то, что является ей, но не может, и поэтому печалится и (уже) не считает за благо видеть или ощущать Его. Когда же Видимый мною и ни кем невместимый, как поистине неприступный, изволит помиловать сокрушенную и смиренную душу мою, тогда каким Он видится мне, сияя пред лицом, таковым весь во мне зрится блистающим, весь исполняя меня смиренного всякой радости, всякого желания и божественной сладости.

/Симеон Новый Богослов. Т.3/

Веселюсь же и радуюсь, когда помышляю о данном мне от Бога назначении и славе, усматривая себя всего украшенным невещественным одеянием, как бы Ангела Господня. Итак, радость эта возжигает во мне любовь к Тому, Кто подает её и изменяет меня – к Богу.

/Симеон Новый Богослов. Т.3/

Поэтому, кто сочетал свою волю с Божественным Духом, тот соделался богоподобным.

/Симеон Новый Богослов. Т.3/

И я смертный и ничтожный среди мира внутри себя созерцая Всего Творца мира, и зная, что не умру, пребывая внутри (Самой) Жизни и имея всецелую, внутри меня возрастающую жизнь.

/Симеон Новый Богослов. Т.3/

Но я несчастный не понимаю того, что только в тех, в которых Ты, Создатель, пребываешь, как чувственный держимый и видимый. В нечистых же, каков я, или лучше сказать недостойных Ты, обоготворяя чувственное тело Твое и кровь и делая его совершенно недержимым и неуловимым, неизменно изменяешь его, вернее же – поистине претворяешь в духовное и невидимое, как некогда, дверем затворенным, Ты вошел и вышел (Иоанн.20,19-26).

 /Симеон Новый Богослов. Т.3/