Лестница в небо

     Евангельское чтение третьего воскресения Великого поста (Зач. 37; Мк. 8:34–9:1) указует слушающему самый быстрый путь к Богу. Чтобы встретиться со Христом, необходимо сделать три простых шага длиной во всю нашу жизнь. Эти шаги свт. Иннокентий Херсонский называл лествицей (лестницей) к небесам. Каковы же ее ступени? О них мы слышим в словах Спасителя: «Иже хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет» (Мк. 8:34).

  • Самоотвержение: «Да отвержется себе» – с этого начинается любое человеческое дело, будь то школьное образование, достижение спортивных высот, карьера, семейная жизнь. Буквально все, что делает человек на совесть, требует от него самоотречения, в случае, если он действительно хочет достигнуть поставленной цели, добиться наилучшего результата. Если и обычные явления нашей жизни требуют строгой дисциплины и отказа от желаемого, тем более путь ко спасению начинается с отречения от балласта запинающих нас на этом пути себялюбия и эгоизма.
  • Взятие креста: «И возмет крест свой» – свт. Григорий Богослов учил, что даже прекрасное ужасно, если совершается вне порядка. Уместность и целесообразность дела определяет, будет ли оно на пользу или принесет сплошное разочарование. Евангелие учит нас подходить с ответственностью к подвигу крестоношения. Христос призывает человека взять именно свой крест. Тот, который он будет способен нести, не навредив себе, который приготовлен ему Богом. Человек часто пытается сам соорудить себе крест, отягощая собственную жизнь подвигом, на который он не готов. Во время поста эти слова звучат особенно актуально, потому что именно сейчас некоторые христиане впадают в уныние, ставя себе превышающие меру их духовных сил задачи и не справляясь с их выполнением.
  • Следование за Христом: «И по Мне грядет» – осилив хоть отчасти предыдущие ступени лествицы, человеку необходимо взойти также на последнюю и самую трудную. Поскольку конечная цель – христианское совершенство – далека, то здесь каждого из нас ждет подвиг, который никогда не прекратится. Он, также как и предыдущий, невозможен без рассудительности. Отвергнув себя и взяв крест, можно заблудиться и пойти не за Христом, а за выдуманным идолом. Это происходит тогда, когда нами руководит не евангельское слово, а наше высокое мнение о себе и воображение. Увлечение несвойственными человеку аскетическими крайностями отвлекает нас от выполнения заповеди о любви к ближнему и необходимых дел добродетели, уводя в ловушку гордости. Как избежать самообмана? Отвечая на этот вопрос, свт. Иннокентий советовал постоянно иметь в памяти жизнь Господа и стараться, в меру сил, подражать ей. Да и Сам Господь призывает в Евангелии: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11:29), «Образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите» (Ин. 13:15).

     Весна души, святое время Великого поста – лучшая пора церковного года. Это удивительный путь, который непременно изменит в лучшую сторону того, кто решится ревностно, но с рассуждением по нему пройти. Человек слаб и не застрахован от падений и ошибок. Божьей милостью христиане имеют бесценное сокровище – Священное Писание. Обращение к нему, особенно в изъяснении отцов Церкви, уберегает нас от падений и ран на духовном пути.

     По материалам сайта stsl.ru (Свято-Троицкая Сергиева Лавра)