Боголюбская икона Божией Матери

     Бо­го­люб­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, од­на из древ­ней­ших чу­до­твор­ных икон Рос­сии, на­пи­са­на в XII ве­ке по прось­бе бла­го­вер­но­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го (па­мять 4 июля) в па­мять о яв­ле­нии ему Бо­жи­ей Ма­те­ри.

     Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-Свенская… К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности.

     В 1155 го­ду бла­го­вер­ный князь Ан­дрей, пе­ре­се­ля­ясь из Вы­ш­го­ро­да в Суз­даль­скую зем­лю, взял с со­бой чу­до­твор­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­пи­сан­ный еван­ге­ли­стом Лу­кою (впо­след­ствии эта ико­на по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние Вла­ди­мир­ской). В се­ми вер­стах от Вла­ди­ми­ра ло­ша­ди, вез­шие ки­от с чу­до­твор­ной ико­ной, оста­но­ви­лись и не мог­ли тро­нуть­ся с ме­ста. Бла­го­вер­ный князь Ан­дрей про­сил со­про­вож­дав­ше­го его свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая со­вер­шить мо­ле­бен пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри и дол­го со сле­за­ми мо­лил­ся пе­ред чти­мым об­ра­зом. За­тем он пе­ре­шел в по­ход­ный ша­тер, но не пре­кра­щал усерд­ной мо­лит­вы. В это вре­мя ему яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца со свит­ком в пра­вой ру­ке и по­ве­ле­ла бла­го­че­сти­во­му кня­зю об­раз Ее, при­не­сен­ный из Вы­ш­го­ро­да, по­ста­вить во Вла­ди­ми­ре, а на ме­сте Ее чу­дес­но­го яв­ле­ния по­стро­ить храм и свя­тую оби­тель. По­том Она мо­лит­вен­но под­ня­ла ру­ки к небу, при­ни­мая бла­го­сло­ве­ние Хри­ста Спа­си­те­ля, Ко­то­рый явил­ся в это вре­мя над зем­лей, бла­го­сло­вил Ее, и ви­де­ние ис­чез­ло.

     Ис­пол­няя по­ве­ле­ние, бла­го­вер­ный князь Ан­дрей за­ло­жил на ука­зан­ном ме­сте ка­мен­ную цер­ковь в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где об­ра­зо­вал­ся и мо­на­стырь. За­тем свя­той князь при­звал ис­кус­ных ико­но­пис­цев и про­сил изо­бра­зить Бо­жию Ма­терь так, как ви­дел Ее в яв­ле­нии: во весь рост со свит­ком в пра­вой ру­ке и ли­ком, об­ра­щен­ным к Спа­си­те­лю. Ко­гда стро­и­тель­ство церк­ви бы­ло за­вер­ше­но, бла­го­вер­ный князь Ан­дрей пе­ре­нес в нее на­пи­сан­ный об­раз и уста­но­вил еже­год­ное празд­но­ва­ние в честь яв­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри 18 июня, ко­то­рое утвер­ди­лось в Рус­ской Церк­ви. Мо­на­стырь и го­род, об­ра­зо­вав­ший­ся во­круг оби­те­ли, бла­го­вер­ный князь Ан­дрей на­звал Бо­го­лю­бо­вом, по­то­му что, по его сло­вам, «Бо­жия Ма­терь воз­лю­би­ла это ме­сто», а сам князь с тех пор стал име­но­вать­ся Бо­го­лю­би­вым или Бо­го­люб­ским. Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, при­не­сен­ная из Вы­ш­го­ро­да, впо­след­ствии бы­ла пе­ре­не­се­на из Бо­го­лю­бо­ва мо­на­сты­ря во Вла­ди­мир, в Успен­ский со­бор, а яв­лен­ная ико­на остав­ле­на в Бо­го­лю­бо­ве и на­зва­на Бо­го­люб­ской.

     На иконе Богоматерь изображена стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держит хартию с Ее молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших святому князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской Ее иконы), святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила. 

     Об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри Бо­го­люб­ской про­слав­лен неис­чис­ли­мы­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми, на про­тя­же­нии мно­гих ве­ков яв­ляя бла­го­дат­ную по­мощь ве­ру­ю­ще­му рус­ско­му на­ро­ду. Сла­ва о чу­де­сах и зна­ме­ни­ях, со­вер­шен­ных от ико­ны, по­буж­да­ла ве­ру­ю­щих лю­дей во мно­гих ме­стах Рос­сии об­ра­щать­ся к на­пи­са­нию ко­пий с чти­мо­го об­ра­за, ко­то­рые со вре­ме­нем по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние и вос­при­ня­ли бла­го­дат­ную си­лу чу­до­тво­ре­ний.

     Празднование Боголюбской иконы Божией Матери происходит 18 июня по ст. стилю и 1 июня — по новому. В этот день почитаются также и другие образы Боголюбской иконы — Московская, Зимаровская, Угличская, Козловская, Юрьевская, Елатомская, Тульская, Тарусская, Усманская Боголюбская икона Божией Матери. Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской.

     В ее честь были устроены обители: мужская «Киновия», приписная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского скита); женские в губерниях Пермской (в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом Макарьевом).

     Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры. В 1771 году город Владимир постигло страшное бедствие — эпидемия моровой язвы — чумы (в то время Россия вела войну с Турцией и через войска эпидемия с юга быстро распространилась по всей России). Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях — так прошел весь сентябрь 1771 года. Оставалась надежда лишь на помощь Божию — народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню — Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода. Но городское начальство некоторое время сомневалось, запуганное уверениями лекаря-протестанта в том, что якобы при стечении большого количества народа эпидемия усилится. И все же власти уступили — 22 октября икона была внесена во Владимир, совершены всенародные молебствия и из числа 200 заболевших умерли лишь трое, остальные получили исцеление, а в ноябре чума и вовсе прекратилась. Лекарь-немец восклицал: «Боже мой, это чудо!»

     Тогда же жителями города Владимира было составлено через духовную консисторию ходатайство Екатерине II о дозволении проведения ежегодных крестных ходов с Боголюбской иконой Божией Матери. Высочайшее разрешение было получено в 1772 году, и с тех пор установилась во Владимире эта благочестивая традиция. Крестный ход проходил следующим образом.

     Накануне 20 мая ст.ст. (2 июня н.ст.) в Боголюбском монастыре совершал всенощное богослужение викарный архиерей, наутро он же служил там литургию и молебен и около 4 часов дня Боголюбскую икону вместе с древней иконой Покрова Пресвятой Богородицы торжественным шествием уносили в село Доброе (расположенное на пути ко Владимиру), в Константино-Еленинский храм. Там также совершалось всенощное бдение, служилась ранняя литургия и после молебна крестный ход продолжал торжественное шествие во Владимир. К двум иконам Божией Матери присоединялась еще храмовая икона святых равноапостольных царей Константина и Елены. Тем временем из Успенского собора выходил другой крестный ход, шедший навстречу первому. Сретение (встреча) происходило возле Сергиевской церкви, там совершался молебен с акафистом, и шествие направлялось в Успенский собор. На соборной площади, окаймленной шпалерами войск, под звон колоколов, звуки военного оркестра и пение хоров крестный ход встречал епархиальный архиерей. После совершения краткой литии и окропления молящихся святой водой икону вносили в собор, где и совершалась поздняя литургия.

     Стечение народа в этот день было огромным — в крестном ходе участвовало до 18 тысяч человек. Уже за несколько дней до праздника все городские гостиницы были переполнены приезжими. В день совершения крестного хода не работали никакие гражданские и учебные заведения, закрывались присутственные места и частные магазины — весь город жил единым порывом — достойно встретить Божию Матерь в Ее чудотворной Боголюбской иконе. Можно только представить все благолепие этого шествия: впереди шел ключарь собора в стихаре, за ним — псаломщики также в стихарях и хоругвеносцы в особых шитых кафтанах, которые несли два фонаря, два креста и сорок хоругвей, вслед за ними простой народ нес чудотворные иконы, затем попарно шли архиерейские певчие, за ними — священнослужители и архиерей. Все городские власти и именитые сановники также принимали участие в крестном ходе, идя вслед за духовенством. Далее бесчисленной толпой следовал простой народ.

     В течение целого месяца Боголюбская икона пребывала в городе — ее носили во все приходские храмы, а также по частным домам для совершения молебнов. За три воскресных дня обходили по частям весь Владимир крестным ходом. А накануне 18 июня ст.ст. (1 июля н.ст.) — дня памяти Боголюбской иконы — ее возвращали в обитель.

     Исходя из вышеизложенного видно, как велико было в народе почитание Боголюбской иконы Божией Матери. Конечно же, по вере от нее совершались многочисленные чудеса, которые записывались в специальную книгу, хранившуюся при монастыре. Одно из этих чудесных исцелений было описано во «Владимирских епархиальных ведомостях» за 1877 год: «Во время крестного хода крестьянин Аким Федоров со своим семейством пожелал принесть Царице Небесной теплыя молитвы при доме своем, куда немедленно и была принесена св. икона. Аким Федоров, за обычным молебном, помолившись Царице Небесной, приложился к иконе сам и его семейные, затем взял сына своего седяку (не могшаго ходить по слабости ног), Ивана, 5-ти лет, приложил и его, и нагнулся до земли под икону, чтобы пронесли ее чрез него с сыном, что и сделано. Потом вставши, Федор посадил сына при доме, а сам пошел проводить св. икону Божией Матери. В это время седяка Иван сказал ему: «Тятенька, и я пойду с тобою». Отец отвечал: «Куда тебе!» Но Иван встал и пошел за ним — и с того времени, благодарение Царице Небесной, начал ходить безпрепятственно. Сказание сие об исцелении крестьянского сына Ивана засвидетельствовано в представленной рукописи подписью двух очевидцев чуда».

     Если и в дореволюционное время крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери были основным источником дохода для содержания обители, то после революции это было единственным средством, чтобы добыть средства к существованию. Божия Матерь питала служащих Ей.

     В голодные годы гражданской войны икону носили по селам губернии. Крестьяне, прекрасно понимая, что им, кроме как от Бога, помощи ждать неоткуда, старались обязательно принять чудотворную икону в свою деревню. Не могли допустить, чтобы такая святыня прошла мимо, молились, чтобы Божия Матерь не оставила их без Своей защиты и покровительства в столь неспокойное время. Деньги на принятие иконы собирали всем миром. Приходилось иногда продавать даже свои участки летних покосов, чтобы было чем прокормить приходивших с иконой монахов, заплатить за молебны. Но далеко не все жители были столь благочестиво настроены. Обстановку того времени отражает небольшая заметка из Суздальской районной газеты.

     Действие происходило в селе Сельцо Яневской волости: «22 марта собранием граждан сельца по некоторым политическим, а главное, по продовольственным соображениям, было постановлено не принимать духовенство Боголюбского монастыря, сопровождающее икону Богоматери Боголюбивой. На другой день 23 марта вновь было созвано собрание граждан, на котором явившиеся женщины, предводительствуемые гр. А. Тарасовым, настойчиво требовали принятия иконы и духовенства, причем тут же организовали свое отдельное собрание под предводительством Тарасова и, выбрав сборщиком В. М-на, собрали с желающих принять священников по 2 руб. с дому. Очевидно, не выводятся у нас «братцы» и «сестрицы» — Иоаннитты-илиодоровцы».

     Крестные ходы с Боголюбской иконой продолжались еще несколько лет и после 1917 года, хотя уже на полулегальном положении. После закрытия в 1923 году Боголюбского мужского монастыря икона Боголюбивой Божией Матери была оставлена группе верующих с. Боголюбова, но затем конфискована в музей, в ведении которого пребывает и до сего времени. В Боголюбской же обители, в большом соборе у правой колонны, стоит одна из чудотворных копий Боголюбивой иконы, написанная в конце XIX века.

     С 1995 года возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, который совершается ежегодно. На крестный ход выносится одна из копий Боголюбивой иконы. Из храма свв. Константина и Елены в с. Доброе в Боголюбский монастырь отправляется крестный ход, возглавляемый правящим епархиальным архиереем. Торжественное шествие, сопровождаемое колокольным звоном, входит в арку святых ворот Боголюбского монастыря. Тотчас в соборе в честь Боголюбивой иконы Божией Матери начинается Божественная литургия, совершаемая правящим архиереем в сослужении кого-либо из гостей-архиереев, приехавших на праздник, и многочисленным сонмом духовенства.

    

     Возрождена также и традиция выноса Боголюбской иконы во град Владимир — первый такой крестный ход был совершен 5 июня 2001 года. А ниже фото встречи Боголюбской иконы Божией Матери в нашем храме Воскресения Христова 18 июня 2018 года.

Предстательством и заступничеством Пресвятыя Богородицы

да спасет Господь и помилует землю Русскую и народ православный!