Церковная благотворительность и социальное служение.

Благотворительность. Зачем она нужна? Люди неоднократно задаются таким вопросом на своем жизненном пути. Кто-то, отмахнувшись, забывает о ней. Другой, предприняв попытки и совершив ряд добрых дел, успокаивается, считая, что этого достаточно.Для православного человека всё очевидно. Ведь сам Господь дает нам четкий и всеобъемлющий ответ (Евангелие от Матфея глава XXV, стихи 34-46):

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.»

Благотворительность заключается в жертвенном деле любви к ближнему, которая свидетельствуется делами милосердия. Милосердный подает милостыню, старается оказать заботу человеку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. При этом всегда надо быть внимательным к себе, чтобы не впасть в грехи гордыни и честолюбия,что не всегда удается, так как люди, получающие блага, несомненно будут хвалить и благодарить. Нам надо помнить, что мы являемся орудием любви в руках Господа нашего Иисуса Христа и творим волю Его.

Свидетельством того, что дела милосердия являлись неотъемлемой частью жизни христиан, мы находим еще во время святых Апостолов, которые по наставлению Христа Спасителя собирали пожертвования и раздавали их бедным и неимущим, устраивали братские трапезы. После Вознесения Господня они продолжили совместное служение Богу и людям, которое предусматривало не только литургическую жизнь, но и диаконию, включающую в себя заботу о нищих, неимущих и нуждающихся. В Деяниях Апостолов благотворительности посвящается отдельная глава, в которой рассказано о делегировании полномочий по осуществлению благотворительной деятельности общины первохристиан семи избранным на это служение мужам — диаконам.

В богословии есть специальный термин — «кенозис». В переводе с греческого это слово буквально означает «опустошение, истощение». Христос опустошил Себя, чтобы человек принял полноту жизни, Христос обнищал, чтобы мы обогатились Божественной благодатью. Христос отдал Свою жизнь, чтобы мы избавились от смерти. Поэтому и христиане не должны бояться обделить в чем-то себя, хотя бы частично обнищать в чем-то ради блага других. Тем более что верующие приобрели себе совершенно другое богатство — обогатились во Христе всем, всяким словом и всяким познанием (1 Кор. 1, 5). Это и есть те сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6, 20), о которых говорил Господь Иисус Хрис­тос. Тот, кто отдает с радостью и любовью, получает от Бога еще большие блага – блага Вечной жизни в Царствии Небесном.«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9, 8).